MorePC - Главная страница


О сайте

Регистрация

Обратная связь

Реклама на сайте

Публикации на сайте

Карикатуры

  Категории СВТ     Тесты и методики испытаний     Новости СВТ     Проблемы информатизации     Форум     Опросы     Словарь     Поиск  

     Сканеры : Теория  

Предлагаем Вашему вниманию статьи по информационной безопасности.

Сканирование — это так просто №3

версия для печати

Цветокоррекция

После того как градационные установки сделаны, можно приступать к цветовой коррекции. Зачастую бывает так, что если на изображении заметен какой-либо цветовой сдвиг, то он обычно характерен для всей картины. Исправляя его с помощью кривых для какого-либо определенного объекта, в частности неба или травы, мы одновременно корректируем цветопередачу во всем изображении. Если на картине присутствует нейтральный цвет (например, белые или серые стены, асфальт, почерневшие от времени доски), то, наведя на него нейтрализующую пипетку, можно так изменить градационные кривые отдельных каналов, что значения RGB в указанной точке станут равными, а цвет нейтральным. Если яркость этой точки будет ближе к полутоновой, то уменьшается вероятность искажения цвета из-за сильного искривления градационных характеристик в других тоновых диапазонах. Действие инструмента «пипетка» необходимо проверять и в областях с памятными цветами (небо, трава и т. п.). Впрочем, при определенных условиях освещения по ошибке можно счесть нейтральным тот объект, который таковым не является.


Если областей с нейтральными цветами нет, то подсказкой также могут стать памятные цвета. В CMYK это процентные соотношения цветов для таких типовых объектов, как кожа человека, листья деревьев и т. д. Однако не все программы сканирования позволяют показывать цвет в модели CMYK, хотя уже давно разработаны цветовые профили ICC, которые экспортируются из различных программ. И все же из подобной ситуации есть выход: нужно выписать основные соотношения памятных цветов для различных моделей в

в Photoshop и поместить рядом с рабочим местом. Если поработать хотя бы неделю с использованием подобной шпаргалки, то станет гораздо проще ориентироваться в цветовых моделях. Бывает, что человек быстрее запоминает не числовые значения, а графические образы (например, положения движков в палитре Color программы Photoshop), однако, к сожалению, мне не известно программ сканирования, где бы цвет отображался подобным образом. Кстати, во время работы с памятными цветами также сохраняется возможность ошибки цветокоррекции. Часто приходится наблюдать, как в угоду идеальному цвету лица весь сюжет сдвигается в желто-красную область.

Некоторые памятные цвета в моделях RGB и CMYK

Цветовые модели

Цветное изображение может быть закодировано одной из основных моделей: RGB, CMYK и Lab.
Для каждой из них цветокоррекция имеет свои специфические особенности.

RGB

Большинство сканеров работают с трехканальной яркостной моделью RGB, \ которую можно счесть логическим продолжением способа оцифровки изображения устройством. Чувствительные элементы с помощью красного, синего и зеленого фильтров воспринимают свою часть спектра падающего на них света и преобразуют его в электрический ток. С помощью аналого-цифровых преобразователей электрический сигнал в двоичном виде записывается в файл на диск ПК. Такая же цветовая модель используется и в электронно-лучевых трубках мониторов.


Цветовой круг иллюстрирует связь основных цветов аддитивной и субтрактивной моделей

В RGB цвет определяется яркостью трех составляющих: красной, зеленой и синей. Такая модель называется аддитивной. Она отличается «генетическим» родством с аппаратурой (сканером и монитором), широким цветовым охватом, доступностью многих процедур обработки изображения (фильтры) в программах растровой графики. Кроме того, полученное изображение занимает меньший объем на жестком диске, чем выполненное с использованием модели CMYK. К недостаткам RGB относится вероятность ошибочного представления цветов на экране монитора — они могут отличаться от полученных цветоделением, а также взаимозависимостью цветовых каналов (при увеличении яркости одного канала в других каналах она уменьшается).



Амплитудное, или регулярное,растрирование Стохастическое, или частотное, растрирование

К сожалению, для печати нельзя создать цвета красок, аналогичные тем, что предоставляет RGB, где «работают» только «на просвет», т. е. через пленку-фильтр или люминофор монитора, и как бы вырезаются из сплошного спектра соответствующими фильтрами. В печати все происходит наоборот — бумага поглощает весь спектр цветов, за исключением того, в который она окрашена. Однако сделать цвета красок абсолютно «противоположными» (дополнительными) по отношению к RGB не удается. Поэтому приходится вводить четвертую цветовую составляющую — черную, чтобы усилить поглощение света в темных областях и сделать их максимально черными, т. е. расширить тоновый диапазон печати. Неидеальная «противоположность» красок приводит к тому, что для получения серых оттенков необходимо накладывать триадные краски не в равных пропорциях, как в RGB, а с избытком голубой составляющей. Обычно последней (Cyan) требуется на 15—20% больше, чем пурпурной (Magenta) и желтой (Yellow). Это наглядно показано на графике настройки печатных красок Ink SetUp в программе Photoshop.


В модели Lab информация о яркости и цвете разделены. Высокая концентрация цветовой информации в середине осей a и b затрудняет с помощью градационных кривых тонкую цветокоррекцию


Триадная полутоновая печать требует технологии растрирования — оттенки цвета получаются в результате изменения площади растровых элементов (амплитудное растрирование) или их частоты на единицу площади (частотное растрирование). Модель СМYК — субтрактивная, т. е. чем больше накладывается краски, тем темнее получается цвет, причем процентное изменение любого цвета не влияет на остальные. Однако ее возможности ограничивают узкий цветовой охват, обусловленный несовершенством пигментов и отражающими свойствами бумаги, и неточное отображение цветов CMYK на мониторе. К тому же многие фильтры растровых программ в CMYK не действуют, и требуется на 30% больший объем памяти, чем при работе с RGB.

Lab

Эта модель наиболее точно описывает параметры цвета, поскольку обладает самым широким охватом. Ее часто используют как внутреннюю во многих программных продуктах для пересчета при переводе цветов из одной модели в другую. Достоинство Lab в том, что там данные о цвете и яркости разделены и независимы. Это позволяет изменять тоновые градационные характеристики изображения, не затрагивая цветовые. Кроме того, использование фильтров в канале Lightness не искажает цветовой информации. Недостатком можно считать высокую концентрацию цветовой информации в середине осей a и b (см. рисунок), что затрудняет тонкую коррекцию цвета с помощью градационных кривых.


К.Э. Бочков, оператор цветоделения, concord@ru.ru
Продолжение в следующем номере.




15.12.2000
Мир ПК, #12/2000

Статью "Сканирование — это так просто №3" Вы можете обсудить на форуме.




вверх
  Copyright by MorePC - обзоры, характеристики, рейтинги мониторов, принтеров, ноутбуков, сканеров и др. info@morepc.ru  
разработка, поддержка сайта -Global Arts