MorePC - Главная страница


О сайте

Регистрация

Обратная связь

Реклама на сайте

Публикации на сайте

Карикатуры

  Категории СВТ     Тесты и методики испытаний     Новости СВТ     Проблемы информатизации     Форум     Опросы     Словарь     Поиск  

     Мониторы : ЖК : Теория  

Предлагаем Вашему вниманию статьи по информационной безопасности.

30.07.2008. Светодиодная подсветка: второе дыхание ЖК-мониторов

версия для печати

Как помнят многие читатели, первые жидкокристаллические дисплеи, применявшиеся в основном в ноутбуках, вообще не имели подсветки. Называлось это «пассивным» экраном и сильно ограничивало контраст изображения и насыщенность цветов. Настоящим прорывом стало появление «активных» матриц с подсветкой из флуоресцентных ламп (CCFL). Однако спектральный состав их излучения, комбинирующий пики паров ртути и пологие участки люминофоров (рис. 1а), не позволяет создать одновременно и сочный цвет, и высокую яркость. Напротив, современные технологии производства светодиодов (LED) делают возможным излучение ровного спектра (рис. 1б), по ширине близкого к монохроматическим источникам — лазерам, обладающим максимальной насыщенностью.

Рис. 1. Спектральное распределение энергии подсветки

CCFL: пики паров ртути и пологие участки люминофоров; LED: пологие узкие полосы

Благодаря более высокой эффективности, светодиодная подсветка должна потреблять меньше энергии при равной яркости. Цветовым фильтрам матрицы приходится меньше отражать обратно внутрь монитора, отчего снижается нагрев деталей и повышается стабильность характеристик. Если в обзоре профессиональных мониторов в «Мир ПК» № 5/07 мы сетовали, что ЖК-мониторам требуется от получаса до двух для входа в рабочий режим, то испытанные нами сейчас модели стабилизируются за считанные минуты. Более того, светодиоды вырабатывают свой ресурс постепенно, почти исключая вероятность внезапного отказа.

Среди заявляемых производителями преимуществ также необходимо отметить более высокую равномерность подсветки. В самом деле, если посмотреть на экран с чёрной заливкой у рядового ЖК-монитора, в глаза наверняка бросится хаотическая картина из светлых и тёмных участков: ламп всего несколько штук, а свет надо распределить по всей площади экрана. Светодиоды же можно контролировать хоть каждый по отдельности.

Участники тестирования

Хотя новые технологии обычно обкатываются на продуктах высшего уровня, мониторы, похоже, стали исключением — имеется в виду не какая-то вычурная функциональность, а принципиально важная вещь: тип установленной ЖК-матрицы. Ведь от него зависит качество изображения и ценовой уровень. Производители же не забывают только про цену, но предпочитают умолчать о типе матрицы, и неспроста.

Компания ViewSonic начала новую эпоху с моделью на TN-матрице. Это самый дешёвый вид панелей с самыми малыми углами обзора. Поэтому целевая аудитория вполне ясна: домашние пользователи, которым важны сочные цвета в играх и фильмах. Тому вторит наличие «анти-профессиональной» функции — снижение яркости подсветки в тёмных сценах, чтобы достичь высокого динамического контраста. И цена соответствующая: 720 долл. (17 тыс. руб.).

Первенец компании Samsung, модель SyncMaster XL20, базировался на матрице типа A-MVA. Представленный на тестирование XL24 имеет матрицу S-PVA, которая вместе с MVA стоит на ступеньку ниже IPS в плане цветопередачи, но зато демонстрируют лучшее время отклика. Не обольщайтесь, глядя на заявленный угол обзора 178°, — эта величина отражает лишь сохранение приемлемого контраста, но не учитывает серьёзных искажений насыщенности и даже цветового тона, особенно в вертикальной плоскости. Несмотря на то, что такой вариант является компромиссным для игр, фильмов и офисных задач, производитель позиционирует серию XL, пополнившеюся также 30-дюймовой моделью, как профессиональную для работы с графикой. В подтверждение тому — стандартная комплектация средствами аппаратной калибровки и светозащитным козырьком. Цену модели XL20 ещё как-то можно было назвать демократичной: 1000 долл. (22–25 тыс. руб.). Про новый XL24 такого не скажешь: ожидается 2000 долл. (45–50 тыс. руб.)

Единственная на момент написания статьи модель, оснащённая матрицей IPS-типа, обеспечивающего наибольшие углы обзора, — это NEC SpectraView LCD2180WG-LED, она же SpectraView Reference 21. Однако её цена на российском рынке 6500 долл. (150–170 тыс. руб.) против 3300 долл. за рубежом, слабая распространённость и ориентация на высокопрофессионального потребителя делают обсуждение почти бессмысленным.

Как видите, цены пока кусаются. Даже самая простейшая модель, которая в обычном варианте не стоила бы и половины той суммы, которую просят за светодиодную подсветку, оказывается дороже обычных мониторов на IPS-матрице. Давайте попробуем решить, стоит ли оно того.

Общие особенности

Яркость. Для обеих протестированных моделей, Samsung XL24 и ViewSonic VLED221wm, заявлена яркость 250 кд/м², и реальные показатели вполне соответствуют спецификации (в пределах допустимой погрешности). Вопреки моде на запредельные характеристики, нам это представляется более чем достаточным, потому что работу при яркости выше 150 кд/м² трудно назвать эргономичной даже в солнечный день. А что касается профессиональных графических применений (дизайн, допечатная подготовка), то приемлемый диапазон лежит ещё ниже, на уровне 80–100 кд/м².

Контраст. Заявленный коэффициент контраста также одинаковый у обеих моделей — 1000:1. Собственно, чёрный оказывается настолько «густым», что измерительные приборы начинают путаться в показаниях. Для игроков и киноманов это большое подспорье, но при работе с графикой может быть уместнее 250–300:1 или даже 100:1, если эмулируется вывод на печать.

Регулировка яркости. В разное время много всего было сказано по поводу неинтуитивности органов настройки яркости и контраста на ЖК-мониторах. Проведённая для примера серия замеров модели Samsung в произвольных режимах позволила убедиться, что и в случае со светодиодной подсветкой это отчасти верно, а отчасти — нет. Так, регулятор «Яркость» линейно меняет интенсивность свечения белого и чёрного от 33 до 100 % доступного диапазона. Регулятор «Контраст», когда находится в пределах 0–80, линейно меняет только интенсивность белого от 8 до 100 %. Влияние двух регуляторов на интенсивность белого — мультипликативное, то есть их действие перемножается. Казалось бы, всё именно так, как и должно быть. Однако, если регулятор «Контраст» вывести на отрезок 81–100, то физически уже ничего не меняется — лишь возникают градационные искажения, приводящие к потере деталей. Аналогично работает поканальная регулировка цветового баланса: на отрезке 51–100 она превращается в гамма-коррекцию вместо ожидаемого эффекта. Чтобы не ошибиться при выборе настроек, рекомендуется вывести на экран изображение с градиентами и деталями в светах и тенях.

Равномерность. Как уже говорилось, среди ожидаемых преимуществ светодиодных «задников» не последнее место занимает более однородное распределение света по всей площади экрана. Однако результаты тестов, приведённые в табл. 1, показывают лишь количественный, но не качественный сдвиг по данному направлению. Определённо, LED лучше CCFL, но идеал ещё не достигнут. Даже если отложить в сторону приборы, и просто посмотреть глазами на экран с чёрной заливкой, предварительно приглушив освещение в комнате, легко видеть неоднородности. Впрочем, если на экране также присутствуют яркие объекты, то из-за высокого контраста все эти огрехи незаметны.

Табл. 1. Равномерность подсветки экрана
Модель Макс. отклонение, % яркости (ΔE00)
белый экран серый экран чёрный экран
светодиодная подсветка
Samsung SyncMaster XL242,0 (3,9)5,6 (3,0)7,4 (0,8)
ViewSonic VLED221wm6,3 (3,1)5,8 (1,6)23 (4,7)
флуоресцентная подсветка
NEC MultiSync LCD2090UXi3,2 (1,7)2,6 (1,0)10 (1,5)
NEC MultiSync LCD2690WUXi6,6 (3,2)6,7 (2,0)7,6 (1,1)
Acer AL2423W13 (5,5)18 (4,7)11 (1,4)

Примечания.

  1. В целях сравнения с классической технологией подсветки на флуоресцентных лампах, приведены результаты вышеупомянутого обзора профессиональных мониторов. Демонстрируется возможный диапазон от лучшего до худшего, от 20-дюймовой диагонали до 26-дюймовой. Значения ΔE не совпадают с ранее опубликованными, поскольку были рассчитаны по иной методике.
  2. Мера цветового различия DeltaE-2000 (ΔEoo) характеризует степень несовпадения цветов с учётом светлоты, насыщенности и цветового тона. Единичное значение примерно соответствует нижнему порогу различения. Следует учесть, что величина отклонения ΔE рассчитывается в координатах, нормированных по белому, тогда как отклонение яркости указывается относительно среднего значения тестового образца (белого, серого или чёрного).
  3. Стандарт ISO 12646, регламентирующий одновременное цветопробное сравнение отпечатка с монитором, допускает 15%-ную неравномерность даже для самых ответственных работ.
  4. Измерения проводились при тестовой яркости 125 кд/м², как того требует эргономический стандарт TCO'03.

Рис. 2. Цветностный охват

LED выигрывает в зелёном и красном, но слаб в синем

Цветовой охват. Самым привлекательным свойством светодиодов, вне всякого сомнения, является высокая насыщенность цветов и, как следствие, широкий цветовой охват, то есть множество всех зрительных ощущений, которые способен сформировать монитор. Благодаря узкополосному спектру, создаётся высоконасыщенный цвет, недостижимый на обычных дисплеях. Однако, при всём богатстве красного и зелёного, новые мониторы могут уступать старым в области синих оттенков (рис. 2).

Причин тому две. Во-первых, охват тем шире, чем дальше друг от друга находятся спектры RGB-лучей. На рис. 1 можно видеть, что доминантная длина волны синего луча примерно 450 нм у светодиода и 435 нм у флуоресцентных ламп — поэтому более «глубокий» синий получается на обычных мониторах. Напротив, красный луч имеет пик на длине волны 635 и 615 нм соответственно, поэтому новые модели демонстрируют такие роскошные красные тона.

Вторая причина — недостаточная спектральная чистота: в синем луче имеется довольно весомая зелёно-голубая примесь. С одной стороны, она увеличивает яркость синего луча, но в то же время снижает его насы­щенность. «Спасибо» за появление этой примеси надо сказать ЖК-матрицам, которые специально для новой подсветки никто не адаптировал, — видимо, и пропускающая способность свето­фильтров RGB осталась такой же, как для флуоресцентных ламп.

Оценивать охват только по треугольнику на диаграмме цветности не совсем корректно, однако изображение трёхмерных фигур в рамках статьи затруднительно, поэтому перейдём к числам. Производители мониторов традиционно отмеряют цветовой охват в процентах от некоего эталона, которым чаще всего выступает NTSC — цветовое пространство, принятое в американском аналоговом телевидении. Стоит ли говорить, что для нашего человека это пустой звук? Тем более что к компьютерным дисплеям не имеет никакого отношения, да и реального устройства, способного отобразить все цвета NTSC, в магазине вряд ли можно встретить. Поэтому мы выбрали более «осязаемые» эталоны для сравнения — sRGB и Adobe RGB.

Следует заметить также, что производители, заявляя «123 % NTSC», не уточняют, о какой именно величине идёт речь. Можно предположить, что имеется в виду всё-таки не площадь треугольника цветности, а полный объём охвата в единицах цветовой различимости DeltaE. Но тут хитрость в том, что систему цветовых координат можно задавать по-разному и для разных режимов работы монитора — абсолютные значения будут то больше, то меньше, и даже соотношение между ними не всегда окажется постоянной величиной. (Кстати, о режимах работы: увеличение яркости выше некоторого порога обычно приводит к «обрезанию» спектральных верхушек RGB-излучения, и таким образом снижает насыщенность; это верно и для флуоресцентной подсветки.) По нашей методике, охват модели Samsung составляет 106 % NTSC, а модели ViewSonic — 98 %, что «слегка» не похоже на заявленные показатели 114 и 118 % соответственно. Поэтому мы снова решили ориентироваться на более привычный эталон — sRGB.

Наконец, величина охвата, хоть абсолютная, хоть относительная, — это только полдела. Если уж мы сравниваем цветовые возможности устройства с неким эталоном, то важнее не соотношение их охватов, а степень перекрытия эталонного охвата тестируемым устройством. Можно иметь сколь угодно широкий охват, например, за счёт увеличения красной и зелёной области, но отставать от эталона в синих тонах — тогда не может идти речи о достоверной цветопередаче всех цветов эталонного пространства. Поэтому в табл. 2 сделан акцент не на относительном или абсолютном объёме, а именно на покрытии эталонных охватов.

Табл. 2. Цветовой охват
Модель Объём Покрытие, %
млн. ΔE³ % sRGB sRGB Adobe RGB NTSC
светодиодная подсветка
Samsung SyncMaster XL241,381661009790
ViewSonic VLED221wm1,27153969188
флуоресцентная подсветка
NEC MultiSync LCD2690WUXi1,10132868980
Acer AL2423W0,88105957263

Примечания.

  1. В целях сравнения, модель NEC олицетворяет профессиональный монитор для графического дизайна, модель Acer — качественный монитор для офиса и дома.
  2. Пространство sRGB, моделирующее среднестатистический ЭЛТ-дисплей, принято по умолчанию в Windows, Mac OS и в вебе. Пространство Adobe RGB, имеющее охват 145 % sRGB и перекрывающее его на 99 %, используется в профессиональной фотографии. Система американского телевидения NTSC просто является эталоном очень большого охвата, 156 % sRGB (при покрытии 94 %).
  3. Измерения проводились при тестовой яркости 125 кд/м² и цветовой температуре 6500 К.

Серьёзной претензией к RGB-устройствам отображения, с точки зрения графического дизайна, является невозможность воспроизвести цвета некоторых CMYK-красок, а именно насыщенных голубых и жёлтых. Поскольку модель Samsung явно претендует на роль профессионального инструмента, мы проверили, насколько её охват при цветовой температуре 5000 К и яркости 80 кд/м² перекрывает среднестатистический типографский процесс. Эталоном послужил профиль офсетной печати по стандарту ISO 12647-2 на мелованной бумаге — ISO coated v2 (ECI), подготовленный по методике FOGRA39. Доля воспроизводимых цветов составила 99,93 % — неохваченным оказался лишь крохотный кончик голубой области. Для сравнения, фавориту «обычных» моделей, NEC MultiSync LCD2690WUXi, не даются целых 1,25 % печатных цветов: помимо голубого, ещё и значительная часть жёлтых тонов. Возможно, когда производители исправят вышеописанный недостаток синего светофильтра матрицы, новые мониторы просто не будут знать равных.

Стабильность. Даже при работе в режиме максимальной яркости, не наблюдается такого существенного изменения характеристик по мере прогрева, как у мониторов с флуоресцентной подсветкой. Достаточно буквально 5–10 мин., и свойства изображения становятся почти статическими. Правда, справедливости ради надо заметить, что раз максимальная яркость у новых моделей ниже, чем у традиционных, то и поводов для дестабилизации в проведённом тесте было значительно меньше. Пока трудно делать долгосрочные прогнозы относительно срока жизни светодиодов, но производители заверяют, что он как минимум не меньше, чем у флуоресцентных ламп.

ViewSonic VLED221wm

ViewSonic VLED221wm

Несмотря на то, что экран имеет антибликовое покрытие, весь корпус целиком, включая подставку, представлен в «глянцевом» исполнении. Поэтому следует ожидать неприятных бликов в солнечную погоду; что тем более обидно, учитывая низкий уровень светимости чёрного экрана. К тому же эффект усиливается из-за реализованной в этом мониторе технологии динамического контраста, которая уменьшает интенсивность подсветки при отображении тёмных сцен. Вообще, логика применения данной функции может поставить в тупик. Казалось бы: если эпизод фильма или игры и без того тёмный, инстинктивно хочется увеличить яркость, но происходит ровно обратное. Хорошо ещё, что хоть выключить эту функцию можно. Однако каков же прок от технологии динамического контраста, кроме возможности заявить в спецификации умопомрачительную величину 12000:1? Всё равно она недостижима одновременно, и динамический диапазон зрения не позволяет воспринимать много более 1000:1.

Разрешение матрицы составляет 1680×1050 (формат 16:10). Производитель называет сие Super HD, что не следует путать с высокой чёткостью следующего поколения, так как даже нынешний стандарт Full HD предусматривает 1920×1200. Имеется два видеовхода: цифровой DVI-D и аналоговый VGA. Встроенная акустическая стереосистема предлагает улучшение звука по методике SRS WOW, которая якобы восстанавливает качество сжатой цифровой музыки (например, MP3) и создаёт некое подобие объёмного звучания. Вклад данной функции оценить сложно, поскольку она неотключаемая. Одно точно: когда динамики расположены почти впритык к центру монитора, говорить о широкой стереобазе весьма затруднительно.

Вопреки откровенно любительскому назначению VLED221wm, в официальных материалах мы обнаружили ссылку на некую Сертификацию профессионального цвета. Хотя ей посвящён целый раздел сайта ViewSonic, в чём же конкретно она состоит, не сказано ни слова. Заводской цветовой профиль, равно как и данные в памяти монитора (EDID), соответствуют реальным характеристикам крайне слабо, неудовлетворительно. Предустановленный режим под названием «sRGB» также имеет мало общего с тем, что полагается по стандарту; более того, регулятор яркости фиксируется на максимальном уровне.

Документация полностью переведена на русский, но иллюстрации с пунктами меню оставлены на английском — неясно зачем, ибо меню на самом деле тоже русифицировано.

Samsung SyncMaster XL24

Samsung SyncMaster XL24

Намекая на то, что для FullHD-экрана аналоговые сигналы — это вчерашний день, производитель оставил только вход DVI в двойном экземпляре; правда, один из них комбинированный, и поддерживает обычные VGA-сигналы через прилагаемый переходник. В отличие от модели ViewSonic, подставка которой позволяет лишь менять наклон экрана, здесь предусмотрен полный набор эргономических настроек: и поворот, и регулировка высоты, и смена ориентации на книжную («портретную»). Встроен концентратор USB 2.0 с четырьмя выходными портами. В комплекте даётся козырёк, чтобы защищать экран от постороннего света, но его скромный размер не позволяет назвать такую защиту серьёзной. К тому же, угольно-чёрный цвет создаёт глубокие тени, которые оказываются темнее, чем чёрный на экране, что сбивает зрительную адаптацию. Да и сам чёрный цвет корпуса, как мы уже не раз подчёркивали, не рекомендуется стандартом TCO'03, эмблема которого гордо красуется на раме дисплея.

Надпись на коробке «Color calibrator included (dedicated to LED BLU only)» дословно можно перевести так, что колориметр Eye-One Display 2 фирмы X-Rite, входящий в стандартный набор поставки, предназначен только для балансировки подсветки. Согласитесь, довольно странно вкладывать прибор за 250 долл., да ещё, по слухам, специально адаптированный к спектру излучения данной LED-модели, только чтобы улучшить равномерность экрана. Ирония состоит в том, что именно этой функции мы так и не смогли обнаружить в фирменной программе Natural Color Expert. Документация приводит снимок экрана программы, где показана вкладка «Однородность», но на деле она просто отсутствует (рис. 3). Тот же результат был на других тестовых компьютерах, и у других испытателей, наших коллег по цеху. Специалисты компании Samsung не смогли прокомментировать ситуацию. Возможно, работай оно как задумано, у нас получилось бы точнее настроить подсветку и представить радикально иные результаты в тесте на равномерность. Но пока что этой функции как будто не существует, и показатели подстать обычным моделям.

Рис. 3. Natural Color Expert: вкладка «Однородность»

а) реальное меню программы

вкладки: калибровка, эмуляция, различные функции

б) иллюстрация из руководства пользователя

вкладки: калибровка, эмуляция, однородность, различные функции; параметры балансировки

Таким образом, использовать колориметр получилось только по его прямому назначению — для калибровки и создания цветового профиля (рис. 4). Причём калибровка аппаратная, с использованием собственной 10-битной таблицы цветокоррекции монитора (CLUT), что позволяет достичь более ровных градационных переходов, чем при использовании CLUT видеокарты, и избавляет от необходимости загрузки калибровочных данных при каждом включении компьютера. Но и тут программа Natural Color Expert продемонстрировала свою «оригинальность мышления». Тогда как всякий калибратор определяет передаточную характеристику каждого RGB-канала, делая порядка десяти замеров в промежуточных градациях, утилита Samsung довольствуется парочкой серых оттенков. Разумеется, далеко идущие выводы, сделанные на основании столь скудных данных, оказываются ошибочными: эмпирически установлено, что результирующая гамма получается примерно на 0,2 больше, чем требовалось. То есть, чтобы получить гамму 2,2, надо просить 2,0, для 1,5 — просить 1,3, и т. д. А потом доделывать точную приводку с помощью родного программного обеспечения Eye-One Match (i1Match), бесплатно доступного на сайте xrite.com. Конечно, преимущество аппаратной калибровки при этом частично теряется, но всё-таки дополнительная коррекция сводится к минимуму, и касается только гаммы. (Следует оставить имеющуюся цветовую температуру и яркость, выбрав для них значения «Native / Don't change».)

Рис. 4. Natural Color Expert: вкладка «Калибровка»

выбор яркости белого и чёрного, гаммы (поканально), цветовой температуры

Заметим также, что программа i1Match умеет выполнять настройку монитора в автоматическом режиме — благо у обеих тестируемых моделей реализована поддержка протокола DDC/CI, позволяющая управлять монитором с компьютера. Однако для этого сначала придётся написать XML-файл с описанием возможностей монитора, поскольку собственная база описаний i1Match насчитывает буквально 18 наименований. С учётом сделанного выше замечания о нецелесообразности изменения настроек яркости и цветового баланса, внесённых фирменной программой калибровки, рекомендуем не тратить время на неблагодарное занятие по «угадыванию» правильного XML-описания. Тем более что поддержка DDC/CI в программе i1Match реализована с ошибками, и при попытке подключения к управляемому монитору на некоторых компьютерах происходит аварийное завершение данной программы.

Даже несмотря на то, что Natural Color Expert фактически выполняет лишь часть калибровки, и тут есть претензии к качеству работы. С одной стороны, программа настраивает не только точку белого, но и точку чёрного (включая цветовую температуру!) — то, что не хотят делать многие традиционные продукты. С другой стороны, делает она это весьма небрежно. Ведь изменение одного параметра — например, баланса по красному — сразу же ведёт к изменению яркости, требуя таким образом нескольких итераций для установки всех параметров. Собственно, в том и преимущество автоматической настройки, чтобы избавить пользователя от рутинной подгонки. Но программисты Samsung считают, что им достаточно одной-двух итераций, поэтому, если запрошенная цветовая температура далека от 6500 К, то итоговая яркость может оказаться вовсе не 100 кд/м², как вы указали программе, а, скажем, 90 кд/м². То же самое и с точкой чёрного: вместо обещанных 0,4 кд/м² вы спокойно можете получить 0,6 кд/м².

Сгенерированный фирменной утилитой цветовой профиль, как нетрудно догадаться, годен лишь для мусорной корзины. (Но отказаться от его сохранения нельзя — иначе программа сбросит все внесённые изменения.) Если же взять профиль, что построит i1Match после завершающей калибровки, то в нём отсутствует информация о точке чёрного — досадная неприятность, хотя многие программы всё равно её игнорируют. Чтобы создать полноценный профиль, придётся прибегнуть к помощи сторонних средств.

В отличие от обычных мониторов, новая серия XL имеет несколько ячеек памяти для хранения настроек. То есть: «Ручная регулировка» — отдельно, «Аппаратная калибровка» — отдельно, и переключение между ними осуществляется нажатием одной кнопки. Помимо того, есть ещё три ячейки для эмуляции: «sRGB», «Adobe RGB» и «Пользовательская».

Эмуляция тут самая что ни есть настоящая. В обычных мониторах, как у той же модели ViewSonic, режим «sRGB» — это чистой воды профанация: в лучшем случае устанавливается гамма 2,2 и цветовая температура 6500 К, а чаще всего даже это выходит тяп-ляп. Для настоящей эмуляции требуется также учитывать цветность RGB-лучей: если у монитора она не совпадает с эталоном (а она никогда не совпадает), то необходимо выполнять трёхмерное преобразование — это не под силу трём одномерным таблицам цветокоррекции, имеющимся в видеокартах и некоторых мониторах. Поэтому такое преобразование выполняется программно с помощью систем управления цветом, и только для тех частей экрана, где отображаются редактируемые изображения, но не для элементов интерфейса и не для экрана в целом. Чтобы делать то же самое в реальном времени для разрешения 1920×1200, нужен специализированный видеопроцессор, и в новых мониторах Samsung таковой имеется. Не сказать, чтобы идея была новой, но пока что находила применение только в продуктах высшего уровня, а «потребительские» модели тратили свой вычислительный потенциал на всякие там «улучшения» картинки. К тому же, только дисплей с таким широким цветовым охватом, как у светодиодных моделей, может смело предлагать эмуляцию других мониторов, поскольку эмулировать можно лишь меньший охват (на рис. 5 больший треугольник обозначает пределы способностей SyncMaster XL24).

Рис. 5. Natural Color Expert: вкладка «Эмуляция»

выбор яркости белого и чёрного, гаммы (поканально), цветовой температуры, цветности RGB-каналов

Для эмуляции sRGB и Adobe RGB имеется особая поддержка. Помимо того, что на неё отводятся собственные ячейки памяти, программа Natural Color Expert «узнаёт» стандартные цветовые профили, когда вы их загружаете в качестве эталона. При этом автоматически предлагаются стандартные величины яркости белой и чёрной точек, но вы, конечно, вольны их изменить, поскольку 160 кд/м² для Adobe RGB вряд ли можно считать комфортным значением. После завершения калибровки программа сама предлагает сохранить результат в походящую ячейку памяти, заменив заводские установки, которые потом можно вернуть. Проверка качества эмуляции по трём сотням разнообразных RGB-сочетаний показала, что работа монитора ничуть не хуже программного управления цветом. Но опять же, после проведения аппаратной калибровки требуется доводка гаммы средствами i1Match, что низводит нас от 10-битных таблиц монитора до 8-битных таблиц видеокарты и необходимости использовать загрузчик гаммы в среде Windows XP. Небольшое опасение вызывает также то, что при указании некоторых произвольных эталонных профилей происходило неправильное определение цветовой температуры — просто надо быть начеку и всегда внимательно проверять параметры.

Ещё одним серьёзным недостатком для продукта с претензией на «профессиональность» является отсутствие поддержки многоэкранных конфигураций. Программа Natural Color Expert выводит своё окно на первый экран и не позволяет его двигать. Хотя это можно обойти с помощью сторонних оконных менеджеров, то же самое не получится сделать со вторым окном, где собственно и происходят измерения. Оно открывается сразу на полный экран и тут же начинает измерительный процесс — даже исхитрившись щёлкнуть горячими клавишами за долю секунды, вы успеваете внести существенную погрешность в результат.

Из вспомогательных функций стоит отметить автоматическое напоминание о необходимости повторной калибровки через заданный интервал времени (рис. 6).

Рис. 6. Natural Color Expert: вкладка «Различные функции»

копирование и удаление профилей, проверка калибровки, настройка напоминания, сброс памяти

За исключением вышеупомянутого быстрого переключения режимов, меню монитора выглядит совсем как у рядовой модели. Впрочем, особой нужды что-то там менять и не возникает — программа калибровки всё делает самостоятельно. А вот излишняя скромность документации откровенно раздосадовала: всё-таки для такого монитора можно было бы написать более детальное руководство. Мы точно не знаем, что попадёт в коробку к покупателю, но то, что предстало нашему взору — это HTML-версия, конвертированная в PDF самым безжалостным образом, с исчезновением всех ссылок: просто набор «скриншотов» без гипертекста. Справка к программе Natural Color Expert также не изобилует техническими подробностями.

Подводя итог, с сожалением приходится констатировать, что колоссальный потенциал SyncMaster XL24, создаваемый большим цветовым охватом, аппаратной калибровкой и эмуляцией, а также входящим в комплект колориметром, на данный момент разбивается о программные и документальные недоработки. Ещё мы бы посоветовали производителю заменить PVA-матрицу на IPS, но это, видимо, дело будущего и новых моделей.

Выводы

Тестирование первых моделей, доступных широкой покупательской аудитории, наглядно показывает, что даже простейшие ЖК-матрицы выигрывают от светодиодной подсветки. Помимо широкого цветового охвата, они могут похвастаться равномерностью на уровне лучших представителей традиционной технологии, а также превосходят последние по стабильности характеристик.

Вместе с тем, «первый блин» получился не без изъянов: чтобы достичь максимума возможностей, для светодиодной подсветки требуются адаптированные цветовые фильтры матриц. Сами матрицы, пока устанавливаемые в новых продуктах, относятся к разряду бюджетных и едва ли способны удовлетворить искушённых пользователей — однако цена заметно выше качественных моделей с обычной подсветкой.

Несмотря на неурядицы, мы оптимистично считаем, что за LED — будущее. Со временем ассортимент расширится и в сторону IPS-матриц, цены снизятся, а прогресс в изготовлении видеоконтроллеров сделает возможным повсеместно привить такие функции, как балансировка подсветки. Это обеспечит ЖК-технологии долгую жизнь даже после появления органических дисплеев (OLED). Как бы там ни было, сейчас мы имеем неплохой подарок человечеству к столетию появления светодиодов и к полувековой истории их промышленного производства.

Самсонов А.

Выражаем благодарность за предоставленные образцы мониторов представительствам компаний Acer, Samsung и ViewSonic.

Статью "30.07.2008. Светодиодная подсветка: второе дыхание ЖК-мониторов" Вы можете обсудить на форуме.




вверх
  Copyright by MorePC - обзоры, характеристики, рейтинги мониторов, принтеров, ноутбуков, сканеров и др. info@morepc.ru  
разработка, поддержка сайта -Global Arts