|
|
|
Проблемы информатизации : Электронная торговля |
|
04.02.2004 Общие правила глобальной электронной коммерции
"Мы стоим на пороге революции, которая по своему масштабу может сравниться с экономическими изменениями индустриальной революции. Скоро электронные сети позволят человеку, преодолевая пространство и время, выйти на глобальный рынок и воспользоваться новыми путями ведения бизнеса, открывающими новый мир экономических возможностей и прогресса, которые сегодня трудно даже представить". Предыстория Все еще находясь на ранней стадии своего развития, глобальная информационная инфраструктура уже начала изменять наш мир. В течение последующих 10 лет изменение и развитие глобальной информационной инфраструктуры затронет почти все стороны нашей повседневной жизни: образование, здравоохранение, работу и досуг. Разные народы, разделенные пространством и временем, подвергнуться данным глубоким изменениям и станут частью глобального сообщества. Ничто так не способствует электронным преобразованиям как Интернет. Появившись как инструмент научного и академического обмена, Интернет стал применяться в повседневной жизни и теперь доступен почти в любой точке земного шара. Студенты всего мира при помощи мировой информационной сети открывают для себя новые горизонты знаний. Врачи используют новые технологии в лечебном процессе и при диагностике. Граждане многих стран получили дополнительную воз- *> Подписано президентом Вильямом Дж. Клинтоном и вице-президентом Альбертом Гором можность выражения своих персональных и политических мнений. Интернет призван изменить нашу жизнь и все общество в целом. Интернет также изменяет классические экономические и бизнес-парадигмы. Наблюдается развитие новых моделей коммерческого взаимодействия; торговые агенты и потребители, действуя в рамках электронного рынка, извлекают огромную выгоду и получают значительные прибыли. Предпринимателям с небольшим начальным капиталом проще начать новое дело, имея доступ к мировой потребительской сети. Интернет имеет огромное влияние на глобальную торговлю услугами. За последние 10 лет в мировой торговле значительно возросла доля развлекательных продуктов (видео, игры, звуковые записи), программного обеспечения, информационных услуг (базы данных, периодические издания в режиме он-лайн), технической информации, финансовых служб, профессиональных служб (деловое, техническое и правовое консультирование, отчетность, туризм, строительные дизайн и т.д.). Сегодня данный торговый сектор приносит США около 40 млрд долл. Большая часть этих еде- лок проводится в режиме он-лайн. Глобальная информационная инфраструктура может революционно изменить различные сферы коммерции, резко снижая расходы на проведение сделок и содействуя появлению новых видов коммерческого взаимодействия. Интернет также коренным образом изменит розничный и прямой маркетинг. Потребители, находясь у себя дома, смогут приобрести разнообразные товары у производителей и розничных торговцев во всем мире. Им будут предоставлены возможности увидеть товары на экране их компьютера или телевизора, прочитать описание продукта, подобрать хорошее сочетание товаров (например, обставить мебелью комнату на экране), заказать и оплатить выбранные ими товары. Коммерческий оборот Интернета может равняться десяткам миллиардов долларов. Чтобы действительно этого достичь, правительство должно позволить действовать рыночным методам, которые содействовали бы установлению прозрачного и предсказуемого правового окружения для поддержки глобального бизнеса и коммерции. Принимающие решения официальные лица должны признавать единую природу средств передачи информации, а также то, что широкая конкуренция и увеличение потребительского выбора могут являться факторами, определяющими новый цифровой рынок. Многие бизнесмены и потребители по-прежнему настороженно относятся к интенсивному ведению бизнеса при помощи Интернета из-за отсутствия предсказуемого правового окружения. Данное предубеждение особенно часто наблюдается в области международной коммерческой деятельности, так как там больше, чем в какой-либо другой сфере, беспокойство вызывают вопросы безопасности, секретности, защиты интеллектуальной собственности и др. Так как степень использования Интернета увеличивается, многие компании и пользователи озабочены тем, что правительства многих стран будут проводить политику усиленного регулирования Интернета и электронной коммерции. Могут возникнуть проблемы, связанные с регулированием налогов и пошлин, ограничением на некоторые виды передаваемой информации, контролем развития стандартов, лицензионными требованиями и др. На самом деле, препятствия развитию коммерческой деятельнос- ти появляются во многих странах. Для устранения этих пагубных факторов, пока они полностью не разрушили всю электронную коммерческую систему, необходима жесткая стратегия, о которой говорится в данном документе. Правительство может иметь большое влияние на рост и развитие Интернет-коммерции. Своими действиями оно может содействовать коммерческим процессам либо препятствовать им. Решающим может оказаться выбор верного момента для вмешательства или невмешательства. Данная статья четко описывает административную точку зрения о появлении глобальной информационной инфраструктуры как фактора, содействующего установлению глобального рынка посредством утверждения его принципов и предложения ряда политических курсов для поощрения развития Интернет-коммерции. Принципы 1. Частный
сектор должен являться ве Хотя в начальном финансировании развития Интернета определенную роль играет правительство, основной вклад в данную сферу осуществляет частный сектор. Для процветания электронной коммерции частный сектор должен оставаться ведущим. Лишь при условии свободного развития рынка, а не строгого регулирования, могут появиться нововведения, широкий спектр услуг, новые участники коммерции и низкие цены. Таким образом, правительство должно поощрять саморегуляцию промышленного сектора и при этом поддерживать стремление предприятий частного сектора к развитию механизмов для успешного оперирования Интернетом. Даже там, где необходимы коллективные соглашения или принятие общих стандартов, ведущую роль для их организации должны играть частные предприятия. А в тех случаях, когда необходимы правительственные действия или межправительственные соглашения, например в области таможенных тарифов, участие частного сектора должно являться формальной частью осуществления определенного политического курса. 2. Правительство должно избегать Различным сторонам должна предоставляться возможность заключения законных со- глашении о продаже или покупке товаров, а также они должны свободно пользоваться услугами Интернета при минимальном вмешательстве со стороны правительства. Излишняя регуляция коммерческой деятельности будет нарушать процесс развития электронного рынка, снижая предложение и увеличивая цену на товары и услуги во всем мире. Для того чтобы содействовать стремительному развитию технологий, быстрее должны изменяться и бизнес-модели; попытки правительства регулировать данные процессы почти всегда являются несвоевременными и осуществляются с опозданием. Таким образом, правительство должно воздерживаться от введения новых и излишних регуляционных ограничений, бюрократических процедур, налогов и тарифов в сфере коммерческой активности, которая осуществляется при помощи Интернета. 3. В тех случаях, когда вмешательство В некоторых случаях для содействия электронной коммерции и защиты потребителя может оказаться необходимым правительственное вмешательство. Тогда правительство должно стремиться установить предсказуемую и простую правовую среду, основанную на децентрализованной, договорной модели права. Целью правительственного вмешательства в сферу электронной коммерции должно являться содействие и поощрение конкуренции, защита интеллектуальной и частной собственности, предотвращение мошенничества, поддержка коммерческого взаимодействия, разрешение спорных вопросов. 4. Правительство должно признавать Быстрый успех Интернета может быть в некоторой степени связан с его децентрализованной природой и традиционно перевернутым управлением. Все эти характеристики активизируют технологические вопросы материально-технического обеспечения существующих регуляционных моделей, а правительство при составлении своих политических курсов должно руководствоваться данными положениями. Электронная коммерция сталкивается с серьезными проблемами, когда она пересекается с существующими регуляционными схемами. Мы не должны допускать того, что, например, регуляционные основы, установлен- ные около 60 лет назад для телекоммуникаций, радио и телевидения, сегодня подходят для Интернета. Регуляция должна осуществляться лишь в случае необходимости как средство важных общепринятых целей. Существующие законы и правила, которые могут препятствовать электронной коммерции, должны быть пересмотрены или ограничены в применении, чтобы соответствовать нуждам нового электронного поколения. 5. Содействие проведению электронной коммерции при помощи Интернета должно проводиться на глобальном уровне. Интернет становится глобальной рыночной сетью. Правовые основы поддержки коммерческого взаимодействия при помощи Интернета должны подчиняться последовательным принципам, принимаемым на национальном и международном уровнях. Обсуждаемые вопросы. Данный документ затрагивает 9 сфер, где необходимо заключение международных соглашений для защиты Интернета как нерегулируемого средства передачи информации. Данные сферы, хотя и являются самостоятельными и значительными, могут быть объединены в три группы: финансовую, правовую и доступа к рынку. I. Финансовые вопросы: 1) таможенные пошлины и налогообло 2) электронные системы оплаты. 1)
единый коммерческий кодекс элект 2) защита прав
интеллектуальной соб 3)секретность; 4) безопасность. ///. Вопросы доступа к рынку: 1) телекоммуникационная
инфраструкту 2) содержание; 3) технические стандарты. /. Финансовые вопросы 1. Таможенные пошлины и налогообложение Около 50 лет различные государства ведут переговоры о сокращении тарифов, так как они осознали, что свободная торговля будет приносить лишь пользу экономике и гражданам во всем мире. Поскольку Интернет действительно является глобальным средством связи, нет никакого смысла вводить пошлины на товары и услуги, поставляемые посредством Интернета. Далее следует отметить, что Интернет испытывает недостаток в ясных и фиксированных географических транзитных линиях, которые исторически характеризовали историческую торговлю товарами. Поэтому, если на продукты, заказываемые при помощи Интернета и поставляемые наземным и воздушным транспортом, еще можно вводить налоги, то при электронной поставке товаров и услуг это очень сложно. Однако многие страны ищут новые источники доходов и могут все-таки вводить налоги на глобальную электронную коммерцию. Поэтому США будут обращаться во Всемирную торговую организацию и другие соответствующие международные форумы с целью добиться объявления Интернета свободной от тарифов зоной, когда сеть используется для поставки товаров или услуг. Данный принцип должен быть установлен в короткие сроки, прежде чем будут определены национальные тарифы и различные формы их защиты. Также США полагают, что не следует устанавливать новые пошлины на Интернет-коммерцию. Налогообложение Интернет-коммерции должно согласовываться с уже установленными принципами международного налогообложения и избегать появления противоречивых национальных законов о налогах и двойного налогообложения. Система налогообложения Интернет-коммерции должна быть простой для управления и понимания. Любые налоги на Интернет-продажи должны подчиняться следующим принципам: 1. Налогообложение
не должно искажать 2. Налоговая система должна быть про формальности для всех взаимодействующих сторон. 3. Налоговая система должна быть в состоянии приспо- сабливаться к налоговым системам США и других современных международных партнеров. Где бы ни приводилась в исполнение налоговая система, для достижения данных целей необходимо обращаться к существующим концепциям и принципам налогообложения. Любая система налогообложения должна стремиться к достижению данных целей в контексте специальных характеристик Интернета: потенциальной анонимности продавца и покупателя, способности к проведению многочисленных мелких сделок и трудности связывания с физически определенными местами действий, проводимых в режиме он-лайн. Для достижения глобального консенсуса в данной сфере Министерство финансов США участвует в дискуссиях о налогообложении электронной коммерции в Организации экономического сотрудничества и развития, первичном форуме сотрудничества в области международного налогообложения. Правительство также заботится о возможных действиях государственных и местных налоговых органов в области электронной коммерции и Интернета. Любая неопределенность, связанная с налоговыми системами, и их несовместимость сдерживают развитие Интернет-коммерции. Правительство полагает, что широко применяемые принципы международного налогообложения, такие как не препятствие развитию электронной коммерции и нейтралитет между обычной и электронной коммерцией, могут применяться для всех без исключения налоговых систем. В сфере электронной коммерции не должны вводиться новые налоги, и государства должны координировать свои учреждения, контролирующие доходы от электронной коммерции. Конечно, применение данных принципов может различаться на подфедеральном уровне, где большую роль играет непрямое налогообложение. Прежде чем предпринимать какие-либо дальнейшие действия, государственные и местные власти должны сотрудничать в области единого и простого применения налоговой системы электронной коммерции, основанной на существующих принципах. 2. Электронные системы оплаты Новые технологии предоставляют возможность оплаты товаров и услуг при помощи Интернета. Некоторые методы могут связать существующие электронные банковские систе- мы оплаты, включая сетевые кредитные и де-битные карты, с новыми видами розничного Интернет-взаимодействия. "Электронные деньги", основанные на базе смарт-карт и других технологий, находятся в данный момент на стадии развития. Существенное инвестирование частного сектора и конкуренция ведут к появлению целого ряда нововведений, которые принесут пользу потребителям и бизнесу, желающим стать участниками глобальной электронной коммерции. На ранних стадиях развития электронных систем оплаты быстро меняются коммерческое и технологическое окружения. В таких условиях развитие подходящего и своевременного политического курса является сложной задачей. Негибкая регуляция является неуместной и даже пагубной. Скорее, в ближайшей перспективе будет предпочтительно саморегулирование пробных случаев осуществления электронной оплаты. Далее же одно лишь саморегулирование рынка и промышленности не сможет полностью отвечать всем требованиям. Например, может быть необходимо вмешательство правительства для обеспечения защиты и прочности систем электронной оплаты и прав потребителя. Министерство финансов США работает с правительственными организациями других стран в области изучения глобального применения появляющихся систем электронной оплаты. Страны большой семерки призывают к совместному изучению применения новых электронных систем оплаты. В ответ на данный призыв 10 наиболее развитых стран создали специальную рабочую группу, в которую вошли представители их министерств финансов и центральных банков. Данная рабочая группа, во главе с представителем Министерства финансов США, должна составить документ, определяющий общие политические цели этих 10 государств, и проанализировать национальные подходы к электронной коммерции. В условиях развития электронных систем оплаты правительства должны более тесно работать с частным сектором в целях разработки единых политических курсов. Действия правительства должны согласовываться с требованиями появляющегося электронного рынка. //. Правовые вопросы 1. Единый коммерческий кодекс электронной коммерции Вообще, взаимодействующие стороны должны вести между собой коммерческую деятельность независимо от того, о каких условиях сделки они договорились. Частное предпринимательство и свободный рынок преуспевают там, где существует предсказуемая и широко применяемая правовая среда, поддерживающая процесс проведения коммерческих сделок. Для содействия электронной коммерции правительство США должно в равной степени поддерживать развитие внутренней и единой глобальной коммерческой правовой структуры. Хорошо информированные продавцы и покупатели будут добровольно составлять контракты, подчиняющиеся этой единой правовой структуре. Участники рыночного взаимодействия должны сами определить и выразить большинство правил, которым будет подчиняться электронная коммерция. Чтобы помочь частным субъектам решить данную задачу, правительства должны поощрять развитие простых и предсказуемых внутренних и международных правил и норм, которые послужат правовой основой для электронной коммерческой деятельности. В США каждый штат принял единый коммерческий кодекс. Организаторами единого коммерческого кодекса являются Национальная конференция членов комиссии единого государственного права и Американский институт права. Они работают над проблемой распространения единого коммерческого кодекса на электронное пространство. В данном процессе участвуют и различные организации частного сектора, например американская Ассоциация адвокатов. Также ведется работа в области заключения электронных контрактов и производится учет сделок, не подпадающих под рамки единого коммерческого кодекса. На международном уровне Международ-ная правовая торговая комиссия ООН (UNCITRAL) разработала правовую модель, поддерживающую коммерческое использование международных контрактов в области электронной торговли. , Данная правовая модель устанав- | ливает правила и нормы, которые придают юридическую силу контрактам, созданным при помо- щи электронных технологий. Также она определяет недостающие принципы для подготовки контракта и управления процессом электронного составления договоров, приводит характеристики имеющих юридическую силу электронных и подлинных документов, обеспечивает приемлемость электронного подписания правовых и коммерческих бумаг. Правительство США содействует принятию данных принципов всеми другими государствами, полагая, что это станет началом установления единых международных основ электронной коммерции. UNCITRAL и другие соответствующие международные организации и группы частного сектора должны продолжать работу в данной сфере. Там, где это возможно, разработка и проектирование общих правил электронной коммерции должны подчиняться следующим принципам: 1) стороны должны
свободно вступать в 2) правила должны сохранять технологи 3) существующие правила
должны пере 4) правила должны
способствовать вов Принимая во внимание данные принципы, UNCITRAL, UNIDROIT и международная коммерческая палата должны развивать дополнительные модели и фундаментальные единые принципы, призванные сократить административные барьеры и содействовать электронной коммерции посредством: •
поощрения признания правительством •
поощрения создания совместных
меж- дународных правил, поддерживаю-, щих электронные ключи и другие | удостоверяющие процедуры; • поддержки развития эффективных механизмов глобальных коммерческих сделок. Распространение глобальной электронной коммерции также зависит от способности ее участников по возможности самим оградить себя от всякого рода убытков и неудач в процессе своей деятельности. Правовая неопределенность увеличит случаи судебных процессов. США должны тесно сотрудничать с другими государствами в области определения и уточнения применяемых принципов. Наконец, развитие глобальной электронной коммерции предоставит возможность создания правовых норм, позволяющих бизнесу и потребителям извлекать выгоду из использования новых технологий, для автоматизации действий, выполняемых сейчас вручную. Например, упор должен делаться на создание электронных регистрационных записей. В течение следующих двух лет США должны активно участвовать и плодотворно работать в данной сфере в целях заключения международного соглашения о создании правовой модели. Американский институт права, американская Ассоциация адвокатов и другие заинтересованные группы должны продолжать начатую ими работу и соединять национальные и международные инициативы. 2. Защита прав интеллектуальной собственности Интернет-коммерция часто распространяется и на интеллектуальную собственность. Продавцы должны быть уверены в том, что их интеллектуальная собственность не будет украдена, а покупатели - в том, что они получают подлинный товар. Следовательно, для предупреждения пиратства и мошенничества необходимы международные соглашения, обеспечивающие эффективную защиту авторских прав, запатентованных товаров и торговых марок. Если кодирование может помочь в борьбе с пиратством, то для предотвращения мошенничества и воровства интеллектуальной собственности также необходимы устойчивые и эффективные правовые основы. Успешному применению и росту глобальной информационной инфраструктуры будет способствовать и увеличение общественного образования в области интеллектуальной собственности. Авторские права Существуют несколько документов, ус- танавливающих международные нормы защиты авторских прав. Наиболее значимой из них является Бернская конвенция о защите литературных и художественных произведений. Данные документы тесно связывают большинство стран. В декабре 1996 года Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) усовершенствовала Бернскую конвенцию и предложила новые средства защиты авторских прав на оригинальную продукцию посредством создания двух новых документов. Данные договора - Договор WIPO об авторских правах и Договор о представлениях и фонограммах -значительно облегчают коммерческое использование цифровых технологий в рамках глобальной информационной инфраструктуры. Оба договора включают в себя условия, касающиеся технической защиты и менеджмента информации об авторских правах. Эти условия являются необходимыми для эффективного применения правил цифровой системы. Правительство США признает усилия частного сектора в области развития международных и национальных стандартов в данной сфере. Правительство прекрасно осознает всю важность технических мер защиты и менеджмента информации об авторских правах и старается приспособить к этим требованиям законодательство. Оба договора также содержат условия, позволяющие отдельным странам в некоторых случаях отступать от данных правил настолько, чтобы это не мешало нормальному функционированию системы и не наносило ущерб законным интересам автора. Данные оговорки помогают различным государствам адаптировать свои законы и стать полноправными участниками цифровой системы. Эти условия также дают участникам возможность внести свои новые ограничения и исключения в цифровое окружение, но данные поправки не должны ограничивать и расширять масштабы положений Бернской конвенции. Правительство составляет законопроект о применении договоров WIPO и желает обратиться с Сенат с предложением об их ратификации. Два новых договора не затрагивают проблемы обязательства сервисных провайдеров, работающих в режиме "он-лайн", предоставляя им возможность самим определить свое внутреннее законодательство. Правительство США предполагает совместно с Конгрессом решить данную задачу и принять справедливое и сбалансированное решение в соответствии с интересами всех сторон и обязательствами международной системы защиты авторских прав. Принятие договоров WIPO отражает важнейшие цели правительства, касающиеся интеллектуальной собственности. Правительство США будет продолжать работу над созданием соответствующей защиты авторских прав на электронно распространяемую продукцию. Правительство преследует следующие цели: 1) подтолкнуть другие
страны к быстрей 2) достигнуть в США
немедленной ра 3) способствовать
распространению до 4) гарантировать
принятие торговыми США будут неотступно преследовать данные цели путем проведения двух- и многосторонних дискуссий в WIPO и других соответствующих организациях и будут поощрять участие частного сектора в данных дискуссиях. Уникальная защита баз данных В декабре 1996 года Конференция WIPO в Женеве не рассматривала вопрос о защите баз данных. Вместо этого Конференция призвала к проведению отдельного собрания для обсуждения первых предложений об установлении уникальной защиты баз данных. Еще раньше во время проведения Дипломатической конференции был поставлен вопрос об уникальной защите баз данных, а сегодня уже абсолютно ясно, что дальнейшее обсуждение данной проблемы на национальном и международном уровнях просто необходимо. Для построения подобной защитной системы правитель- ство будет использовать дополнительную информацию различных научных сообществ и коммерческого сектора. Патенты Развитие глобальной информационной инфраструктуры зависит от появления технологических новинок и стимулирует его. Эффективное функционирование системы патентов является важным для общего успеха Интернет-коммерции. Руководствуясь данными положениями, ведомство патентов и торговых марок США стремится к более тесному сотрудничеству с частным сектором, обучает своих экспертов на технологиях, имеющих отношение к глобальной информационной инфраструктуре, поддерживает правовые предложения в данной области. Для создания лучших условий для функционирования электронной коммерции патен-товые соглашения должны: •
препятствовать использованию запа •
требовать обеспечения эффективной •
устанавливать международные стан США будут добиваться выполнения данных целей на международном уровне. Официальные лица европейских, японского и американского государственных ведомств патентов проводят ежегодные встречи для совместного решения многих проблем. На следующей встрече США предложат в течение будущего года учредить специальный комитет для разработки рекомендаций по решению проблем, связанных с патентами, в рамках глобальной информационной инфраструктуры. Сто стран и международные межправительственные организации, которые являются членами постоянного комитета WIPO, работают с информацией о промышленной собственности. США будут пытаться создать в рамках данной организации группу, которая должна будет решить проблемы па- v тентов глобальной информацион- 3, ной инфраструктуры. Торговые марки и названия собственности Законодательство о торговых марках является преимущественно национальным, и конфликты могут возникнуть с появлением похожих или одинаковых торговых марок или товаров и услуг в разных странах. Также следует отметить, что в различных странах принимаются различные стандарты определения нарушений общепринятых норм в данной сфере. В рамках глобальной информационной инфраструктуры возникают спорные ситуации, когда посредники регистрируют в Интернете названия сайтов, одинаковые или похожие на уже зарегистрированные названия торговых марок. Название Интернет-страниц является идентифицирующим источником. Обычно идентифицирующий источник, например адрес, сам по себе не является интеллектуальной собственностью. Однако использование названий страниц Интернета в качестве идентифицирующих источников получило широкое распространение, и судебные власти стали применять к ним нормы интеллектуальной собственности, призывая, что неправильное употребление названия страницы может являться серьезным правонарушением, затрагивающим права торговых марок. До сих пор конфликты, возникающие между нормами торговых марок и названий страниц Интернета, решались посредством переговоров и судебных процессов. Но в перспективе возможно создание саморегулирующегося режима, базирующегося на контрактной основе, который будет устранять подобные конфликтные ситуации на глобальном уровне без судебного вмешательства. Это позволит достигнуть более стабильного положения Интернета. Поэтому США будут поддерживать процесс создания национальных и международных форумов для обсуждения проблем торговых марок Интернета. Правительство США планирует также прибегнуть к сбору предложений от населения для решения данной проблемы. Управление процессом верного выбора названий поднимает и другие важные вопросы, не связанные с интеллектуальной собственностью. Правительство поддерживает частные усилия, предпринимаемые для рассмотрения Интернет-проблем (среди которых и вопрос о выборе названий), и сформировало межведомственную рабочую группу под руководством торгового департамента. Данная рабочая группа будет рассматривать различные предложения, поступающие от заинтересованных субъектов частного сектора, потребителей, профессиональных, правительственных и международных групп. Группа постарается, исходя из частных предложений, разобраться в том, что должно предпринимать правительство для создания безупречной системы регистрации Интернет-названий. 3. Секретность Американцы очень дорожат принципом секретности, связывая его с понятием личной свободы и благополучия. К сожалению, стремление глобальной информационной инфраструктуры содействовать сбору, вторичному использованию и мгновенной передаче информации при неблагоприятных обстоятельствах может препятствовать сохранению в секрете личной информации. Поэтому для того чтобы, занимаясь электронной коммерческой деятельностью, пользователь чувствовал себя комфортно, необходимо усилить и гарантировать личную секретность компьютерных сетей. Свободное течение информации защищается фундаментальными принципами, такими как First Amendment, который является отличительной чертой американской демократии. Процветание коммерции в рамках глобальной информационной инфраструктуры возможно лишь в том случае, если принципы секретности личной информации будут согласованы с правилами свободного течения информации. В июне 1995 года американская рабочая группа по вопросам секретности Information Infrastructure Task Force (IITF) издала документ под названием "Секретность и национальная информационная инфраструктура: принципы обеспечения и использования личной информации". Данный доклад предлагает ряд принципов ("Принципы секретности") для проведения сбора, обработки, хранения и вторичного использования данных личного характера. Эти "Принципы секретности", созданные на основе "Директив о защите секретности информационных течений личного характера" организации экономического сотрудничества и развития, предусматривают целостные принципы справедливой информационной практики. • Сборщики данных должны информировать потребителей о том, что они собирают и как они намерены использовать данную информацию. • Сборщики данных должны предоставлять потребителям способ ограничения первичного и вторичного использования личной информации. Пользователи должны получать соответствующую информацию о том, почему данные собираются, как они используются, какие меры предпринимаются для защиты данных, какие последствия влекут за собой предоставление или утаивание данных и какую компенсацию они могут получать. Данные действия позволят пользователям лучше разобраться во всех уровнях секретности и увеличить их желание и готовность участвовать в процессе электронной передачи информации. "Принципы секретности" оговаривают три критерия, характеризующие процессы приобретения, обнаружения и использования данных в режиме "он-лайн": секретность, неприкосновенность/целостность и качество информации. Согласно данным принципам, личная информация не должна неверно истолковываться, изменяться или уничтожаться. Она должна быть точной, своевременной и соответствовать целям, для которых она создается и используется. Кроме того, потребители имеют право потребовать компенсацию в случаях неверного использования или обнаружения их личной информации. В апреле 1997 года комитет IITF по разработке информационного политического курса составил проект документа, обозревающего информационный практический опыт США и выражающий общественное мнение о лучшем способе применения "Принципов секретности". Целью IITF является достижение равновесия между ценностями и критериями личной секретности и свободным течением информации в рамках цифрового демократического общества. Между тем проблемы секретности в контексте специфического промышленного сектора были рассмотрены и другими федеральными органами. Например, в октябре 1995 года Национальное телекоммуникационное и Информационное управление сделало доклад под названием "Секретность", отражающий применение принципов в области телекоммуникаций и он-лайн услуг. Шестого января 1997 года Федеральная торговая комиссия США создала документ под названием "Общественная секция секретности потребителя в рамках глобальной информа- ционной инфраструктуры". Данный документ, который сосредотачивает свое внимание на прямом маркетинге и рекламе, говорит о том, что выбор, безопасность и доступ признаются необходимыми элементами справедливой информационной практики в режиме он-лайн. В июне 1997 года Федеральная торговая комиссия США в течение четырех дней разбирала вопросы технологических инструментов и промышленной саморегуляции для увеличения степени обеспечения секретности в рамках Интернета. Правительство поддерживает усилия и стремления частного сектора к созданию выразительной, саморегулирующейся, дружественной потребителю системы секретности. Правительство также говорит о том, что технологии позволят решить множество вопросов, связанных с секретностью в режиме онлайн, в том числе позволят достигнуть соответствующего уровня анонимности. Если про,-блемы секретности не затрагивают технологическую сторону и право промышленного сектора на саморегуляцию, правительство должно напрямую гарантировать защиту потребителя. Правительство особенно обеспокоено проблемой использования информации, поступающей от детей, которые на самом деле не способны осознать и оценить всю важность вопросов секретности. Мы должны подталкивать промышленность, потребителей и группы детских адвокатов к совместной работе в сфере согласованного использования технологических и образовательных методов, чтобы противостоять опасностям, появляющимся в данной области, и помочь родителям осуществлять контроль над детской информацией. Данная задача должна быть решена в кратчайшие сроки. В противном случае может понадобиться правительственное вмешательство. Проблемы секретности существуют во многих странах мира. Некоторые государства ввели в действие определенные законы или приняли административные меры, гарантирующие обеспечение прав их граждан на сохранение в секрете их личной информации. Однако появляющиеся различные установки могут разрушить систему международного течения информации. Например, ЕС принял директиву, которая запрещает передачу личных данных в те страны, в которых, по его мнению, должным образом не осуществляется защита прав граждан на сохранение в секрете своей информации. Для того чтобы различные принимаемые меры и установки в разных странах не затрудняли информационные потоки в рамках Интернета, США будут приглашать своих основных торговых партнеров к проведению дискуссий по поводу обеспечения секретности и создания рыночных механизмов, которые позволят осуществлять приемлемое управление частной информацией. США будут продолжать переговоры со странами ЕС и европейской комиссией, доводя до их сведения свои защитные установки частной информации и стараясь максимально сблизить и обеспечить согласованное функционирование американской и европейской систем секретности. Данные переговоры проводятся торговым департаментом, в частности национальным телекоммуникационным и информационным ведомством, министерством иностранных дел США, министерством финансов, федеральной торговой комиссией, администрацией президента и др. Национальное телекоммуникационное и информационное ведомство также работает с частным сектором, чтобы определить, какое влияние на США может оказать директива ЕС. США также будут поднимать данные вопросы в рамках существующих двухсторонних и региональных форумов (например, таких как АРЕС, NAFTA, CITEL и др.). Правительство считает защиту информации крайне важной задачей. Если частные промышленные и потребительские группы не могут обеспечить должной защиты и сами разобраться в данном вопросе, вмешательство правительственных органов просто необходимо. 4. Безопасность Глобальная информационная инфраструктура должна быть прочной и надежной. Если пользователи Интернета не будут уверены в том, что их данные и процесс общения защищены от неправомочного доступа и модификации, они не станут прибегать к Интернету для повседневного ведения коммерции. Глобальная информационная инфраструктура нуждается: 1) в надежных и хорошо
защищенных те 2) в эффективных
средствах защиты ин 3) в эффективных
средствах идентифи- кации и обеспечения конфиденциальности электронной информации и ее защите от неправильного использования; 4) в хорошо подготовленных пользователях, которые знали бы, как защитить свои системы и информацию. На самом деле, нет такого одного "чудодейственного" технического средства, которое полностью смогло бы обеспечить защиту и надежность глобальной информационной инфраструктуры. Достижение данной цели под силу совокупности технологий (кодирование, пароли, идентификация и др.), которые при совместном их использовании являются эффективным средством защиты. Особое значение имеют сертифицирующие службы, поддерживающие цифровые ключи, которые позволяют пользователям узнать, с кем они общаются в рамках Интернета. Системы электронной подписи и конфиденциальности поддерживаются криптологическими ключами. Для содействия развитию надежного коммерческого окружения правительство поощряет расширение инфраструктуры, поддерживающей процессы идентификации, неприкосновенности и конфиденциальности. Кодирующие методы обеспечивают конфиденциальность хранящейся информации и электронное общение, т. к. обеспечивают невозможность доступа к данным без декодирующего ключа. Однако процесс кодирования имеет свои сложности и недостатки. Граждане, прибегая к данному методу, могут быть уверены в том, что их торговые секреты надежно защищены. Но эти же торговые секреты могут оказаться недоступными и им самим с потерей ключа. Кодирование также может быть использовано и в преступных целях, чтобы утаить криминальную информацию. Кодирование с правом на восстановление ключа может решить некоторые из этих проблем. Правительство уже предприняло некоторые шаги в области обеспечения безопасности электронной коммерции, поддерживающие кодирующие методы и гарантирующие обществу и пользователям необходимую защиту. Правительство совместно с промышленным комплексом развивает рыночные стандарты, службы менеджмента общего ключа и способы восстановления ключа. Кроме того, правительство сделало более либеральным экспортный контроль коммерческих кодирующих продуктов для обеспечения национальных интересов безопас- ности. Правительство также работает вместе с конгрессом в области создания соответствующей законодательной системы, которая смогла бы содействовать расширению инфраструктур ключа. Правительство США будет работать на международном уровне в области содействия развитию рыночной инфраструктуры ключа и расширения восстанавливающих систем. США тесно сотрудничали с организацией экономического сотрудничества и развития в целях разработки международных директив о кодирующих установках и будут далее поощрять расширение предсказуемого и безопасного окружения глобальной электронной коммерции. ///. Вопросы доступа к рынку 1. Телекоммуникационная инфраструктура и информационные технологии Глобальная электронная коммерция зависит от современной целостной глобальной телекоммуникационной сети компьютеров и других электронных средств. К сожалению, еще во многих странах телекоммуникационная политика препятствует развитию цифровых сетей. Телекоммуникационные услуги часто являются слишком дорогими для потребителей, а также недействительными и ненадежными. Более того, многие страны сохраняют торговые барьеры на импортируемые информационные технологии, затрудняя процесс купли-продажи компьютеров и информационных систем, необходимых для участия в электронной коммерции. В марте 1994 года вице-президент Гор выступил на конференции по вопросам мирового телекоммуникационного развития, проходившей в Буэнос-Айресе, и предложил свою программу устранения вышеуказанных барьеров. Он выделил несколько принципов, которые должны послужить основой для создания политического курса США: 1) поощрение инвестиций
частного сек 2) содействие и защита
конкуренции пу 3) гарантирование
свобод- ного сетевого доступа на недискриминационной основе, таким образом, чтобы пользователи глобальной информационной инфраструктуры имели доступ к более широкому спектру информации и услуг; 4) осуществление независимыми субъектами гибкой регуляции, защищающей конкуренцию, которая бы не отставала от технологического развития. На национальном уровне правительство признает существование многочисленных проблем, связанных с современными электронными сетями, которые могут затруднять расширение различных служб. Среди правительственных инициатив можно выделить программу "Интернет II" или "Интернет будущего поколения". Некоторые действия осуществляет и федеральная торговая комиссия, которая, в частности, стремится поддержать мелких отдельных потребителей. Целью США является гарантирование сервисным провайдерам в режиме он-лайн связи с конечными пользователями на разумных и беспристрастных условиях. Подлинная открытость рынка должна привести к увеличению и росту конкуренции, усовершенствованию телекоммуникационных инфраструктур, расширению потребительского выбора и улучшению качества услуг. Важными вопросами для рассмотрения являются: •
Арендные отношения: информацион •
Накручивание цен на местах: связы часто не имеют выбора и вынуждены прибегать к местным монополь-| ным или государственным телефонным компаниям, которые часто завышают свои тарифы, что приводит и к увеличению сто- имости услуг для потребителей. •
Связь:
сервисные провайдеры в режи •
Включение в сеть новых технических •
Интернет и мультимедийные сред Также следует отметить, что разные страны имеют различный уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, что может затруднять глобальное использование некоторых Интернет-услуг. Правительство полагает, что введение новых установок, поощряющих иностранные инвестиции, конкуренцию, гибкость регулирования и открытый доступ, смогут поддержать развитие инфраструктуры и создания более свободных сетей. Для решения всех вышеперечисленных задач правительство успешно провело телекоммуникационные переговоры в рамках Всемирной торговой организации, на которых был рассмотрен вопрос поддержки глобальной конкуренции между основными телекоммуникационными службами и проблемы сервисных провайдеров в режиме он-лайн. В ходе данных переговоров США добились непринятия новых регуляционных ограничений для сервисных провайдеров он-лайн, которые могут сдерживать развитие и использование новых технологий и услуг. С принятием соглашения всемирной торговой организации правительство США будет также стремиться обеспечить соответствующие условия для того, чтобы новые нормы конкуренции глобального коммуникационного рынка были нейтральными по отношению к техническим средствам и не сдерживали развитие электронной коммерции. Например, нормы лицензирования новых технологий и услуг должны быть достаточно гибкими, чтобы иметь возможность приспосабливаться к изменяющимся нуждам потребителей и в то же время позволять правительствам защищать основные государственные интересы. Правила, обеспечивающие удовлетворение государственных интересов, не должны сосредотачиваться лишь на каком-либо одном сегменте телекоммуникационной индустрии. Правительство будет также стараться добиться эффективного применения и выполнения информационно-технологического соглашения, принятого членами всемирной торговой организации в марте 1997 года, которое предполагает отмену тарифов почти на все виды информационных технологий. Правительство также предполагает создание информационно-технологического соглашения, которое должно будет устранить оставшиеся тарифы и существующие нетарифные барьеры. Правительство ищет и другие пути, которые могли бы освободить продукты от необходимости быть заверенными различными национальными лабораториями. Проблемы Интернета и отмены торговых барьеров, препятствующих экспорту информационных технологий, будут рассматриваться и в рамках двусторонних обменов мнениями различных государств, например региональных форумов, таких как АРЕС и CITEL, а также многосторонних форумов, подобных OECD и ITU, международному альянсу частного бизнеса, международной организации по стандарти- зации, международной электротехнической комиссии и др. На всех этих форумах США будут отстаивать принципы, перечисленные в данной статье. Для решения важнейших задач, рассмотренных в данной статье, правительство США будет поддерживать промышленные инициативы. 2. Содержание Правительство США поддерживает процесс свободного течения информации между различными государствами. Свободно передаваться должна любая информация: данные Интернета и World Wide Web, новости, аудио-и видеопродукты и др. Этот принцип распространяется и на информацию коммерческих предприятий, а также школ, библиотек, органов управления и других некоммерческих организаций. В отличие от традиционных средств радиовещания Интернет предоставляет своим пользователям прекрасную возможность защитить самих себя и своих детей от информации, содержание которой им кажется оскорбительным или неуместным. Например, новые технологии позволят родителям преградить своим детям доступ к неподходящей для них информации или сосредоточить их внимание на заранее отобранных web-сайтах. Таким образом, с появлением таких эффективных фильтрующих технологий обычные методы регуляции содержания, применяемые для радио и телевидения, станут уже не нужны Интернету. На самом деле, излишняя регуляция может помешать развитию Интернета. Поэтому для проведения информационного отбора правительство поддерживает промышленное саморегулирование, принятие и развитие легких для применения технических решений (например, фильтрующие технологии и системы возрастного отбора). В данном контексте рассматриваются 4 сферы: Регулирование содержания. Компании, желающие вести деловые отношения при помощи Интернета, а следовательно, иметь доступ ко всем Интернет-услугам, обеспокоены сложностями, возникающими в результате осуществления различных политических установок различных стран, через которые может проходить их информация. Страны, которые собираются или уже приняли законы, ограничивающие доступ к некоторым видам информации, передаваемой посредством Интернета, придают особое значение культурным, социальным и политическим различиям. А различные правила и нормы могут препятствовать глобальной электронной коммерции. Правительство США, обеспокоенное данными регуляционными различиями, будет проводить неофициальные переговоры со своими основными торговыми партнерами для обсуждения государственных политических установок об ограничении информационного содержания и будет стремиться принять конструктивные решения, дабы ограничения на порнографию и насилие не мешали процессу торговли. Ограничение иностранной информации. Сегодня некоторые страны требуют, чтобы определенная часть радиоэфира была отдана отечественным исполнителям. Если данное положение распространится и на Интернет, могут возникнуть определенные проблемы. Правительство США будет сотрудничать с другими странами, чтобы добиться в Интернет-эфире информационного разнообразия, в том числе культурного и языкового. Регуляция рекламы. Новые технологии позволяют проводить рекламу товаров и услуг на глобальном уровне. Некоторые страны сильно ограничивают язык, количество, частоту, продолжительность и тип телевизионной рекламы. В принципе, США не поддерживают такие регуляционные методы. Даже культурные и социальные особенности не могут оправдать излишнюю регуляцию Интернета. Во многих странах мира существуют законы, поддерживающие рекламу. В некоторых государствах практикуется и саморегулирование рекламной индустрии. Верность и точность должны быть основными принципами при размещении рекламы во всех средствах массовой информации, в том числе и Интернете. Специальные исследования показали, что наиболее негативный эффект реклама оказывает на детей. Поэтому США разработали нормы, защищающие детей от пагубного воздействия рекламы. Правительство будет работать с промышленным сектором для того, чтобы обеспечить соответствующее | выполнение данных правил. Предупреждение мошенничества. В последнее время были отмечены несколько случаев незаконного использования и передачи информации в Интернете. Различные федеральные ведомства, такие как Федеральная торговая комиссия и другие, взяли на себя обязанности по составлению новых регуляционных норм, предупреждающих мошенничество в рамках Интернета. Для полного использования Интернета в коммерческих и культурных целях потребитель должен быть уверен в точном предоставлении товаров и услуг, в том, что он получит именно то, за что заплатил, а также что в противном случае он может рассчитывать на помощь и возмещение. В данной области будет уместным вмешательство государства. Правительство США стремится к международному сотрудничеству в сфере защиты потребителя и наказания мошеннической коммерческой практики в рамках электронного пространства. Многие федеральные ведомства, такие как министерство иностранных дел, организация торговых агентов США, национальное телекоммуникационное и информационное управление, федеральная торговая комиссия и другие, уже объединили свои усилия для совместной работы в данных сферах и создания двух- и многосторонних соглашений в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, конференции о развитии информационного общества стран большой семерки, латиноамериканского телекоммуникационного саммита. Все ведомства, участвующие в подобных форумах, будут сосредотачивать свое внимание на практическом решении задач, связанных с контролем над содержанием, о которых говорилось в данной статье. 3. Технические стандарты Для успешного долгосрочного ведения коммерческих отношений посредством Интернета решающую роль играет установление стандартов, так как они позволяют работать вместе различным продавцам. Они также содействуют росту конкуренции и уменьшают неопределенность глобального рынка. Но поспешная стандартизация может замыкаться на устаревших технологиях. Также стандарты могут стать нетарифными барьерами. США полагают, что сам рынок, а не правительство должен определять технические стандарты и другие механизмы обеспечения межсетевого обмена. Технологии меняются и развиваются очень быстро, и попытки прави- тельства устанавливать технические стандарты для Интернета лишь рискуют помешать технической инновации. США считают, что со стороны правительства довольно неблагоразумно пытаться управлять стандартами электронной коммерции. Скорее, данная задача должна решаться многосторонними форумами. Для содействия развитию электронной коммерции в рамках Интернета стандарты должны обеспечивать надежность и простоту использования следующих систем: -
электронной оплаты; -
безопасности (конфиденциальность, -
сервисной инфраструктуры безопасно -
электронных систем менеджмента ав -
видеоинформационного общения; -
высокоскоростных сетевых технологий -
цифровых
объектов и обмена данными. Все товары и услуги глобальной информационной инфраструктуры не должны согласовываться с одним стандартом. В одних случаях необходимо существование и конкуренция целого ряда стандартов, в других - при различных обстоятельствах используются разные стандарты. Добровольное принятие Интернет-стандартов и их согласованная разработка и принятие стимулируют их быстрое развитие. Небюрократический принцип управления стандартами, который применяют пользователи различных организаций, обусловливает процветание стандартной системы. Стратегия Для успешного ведения электронной коммерции необходимо эффективное партнерство между частным и государственным секторами, причем ведущая роль должна отводиться частному сектору. Участие правительства должно быть осторожным, оно не должно приводить к противоречиям, которые иногда возникают, если различные правительственные ведомства самостоятельно принимают регуляционные меры и действуют несогласованно. Для эффективного решения возникающих вопросов и для избежания их повторного рассмотрения правительственные действия должны быть скоординированы. Для исполнения намеченных стратегических действий и извлечения выгоды необходимо командное участие многих ведомств. Процесс дальнейшего развития и выполнения стратегии, вытекающей из данной статьи, также важен, как и само ее содержание. Правительство будет часто и открыто советоваться с представителями различных промышленных групп, потребителями и пользователями Интернета. Конгресс, государственные и местные органы управления США, правительства других государств и многие международные организации будут стремиться решить задачи, затронутые в данной статье, в течение нескольких ближайших лет. Сегодня лидерство частного сектора определяет быстрое развитие Интернета, а в будущем от него будет зависеть успех электронной коммерции. Поэтому правительство США будет также поощрять создание частных форумов для рассмотрения вопросов секретности, оценки содержания, развития стандартов, коммерческого кодекса и др. Интернет имеет огромный потенциал и большие возможности. При условии совместных действий правительства и частного сектора Интернет может быть необычайно полезен всем странам мира. |