MorePC - Главная страница


О сайте

Регистрация

Обратная связь

Реклама на сайте

Публикации на сайте

Карикатуры

  Категории СВТ     Тесты и методики испытаний     Новости СВТ     Проблемы информатизации     Форум     Опросы     Словарь     Поиск  

     Проблемы информатизации : ИТ на службе госзакупок  

Предлагаем Вашему вниманию статьи по информационной безопасности.

01.07.2003. Единые госзакупки программно-технических средств. Направления развития

версия для печати

Идея автоматизировать госзакупки предусмотрена в ФЦП «Электронная Россия» как меро­приятие № 10 (лот № 2): «Практическая реализация мероприятий по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления».

Уже из самой этой формулировки ясно следует, что помимо снижения трудозатрат и времени на поиск, выбор и заказ необходимых продуктов, у автоматизации госзакупок есть и другая, не менее важная и более глобальная цель — усиление контроля за расходованием бюджетных средств за счет увеличения прозрачности торговых операций и снижения риска различного рода злоупотреблений.

В настоящее время в соответствии с установленным порядком госзакупки осуществляются следующим образом: местные органы власти, получив заявки-заказы от бюджетных организаций на поставку им тех или иных товаров, объявляют конкурс среди поставщиков. Участники конкурса в письменном виде, в запечатанных конвертах подают заявки, в которых указываются предлагаемые продукты, цены и условия поставки. Эксперты должны оценить предложения и выбрать наиболее выгодное.

Процесс анализа предлагаемых вариантов и выбора оптимального требует больших трудозатрат и времени ввиду чрезвычайно обширной номенклатуры средств вычислительной техники (СВТ) и ПО. Например, только перечень 17-дюймовых ЭЛТ-мониторов включает более 250 моделей. Оценка же предложений по комплексным заказам (например, оборудование для корпоративной системы) вообще превращается в сложную задачу многокритериального синтеза. Правда на практике часто эти проблемы решаются проще. К конкурсу привлекаются только «свои» поставщики, между которыми и распределяются заказы, что становится питательной средой для различного рода злоупотреблений. Это и есть проявление непрозрачности и неконтролируемости сделок.

Другая сложность организации процедуры госзакупок программно-технических средств кроется на самом начальном этапе — при составлении заявки-заказа. Чтобы избежать многовариантности предложений, заявка должна быть составлена так, чтобы с одной стороны давать точное представление о потребности, а с другой — необоснованно не сужать диапазон характеристик продуктов, которые могут быть предложены.

Очевидно, что и при составлении заказа, и при составлении предложений поставщиками, и при анализе этих предложений экспертами было бы целесообразно опираться на единую базу данных о характе­ристиках СВТ и ПО. Ясно также, что такая база данных должна носить форму четко структурированного каталога-классификатора, чтобы и поставщик и потребитель могли говорить на одном языке.

До последнего времени такой инструмент отсутствовал и при поиске нужного продукта или анализе предложений приходилось просматривать поочередно каталоги продуктов на сайтах каждого производителя в отдельности, без надежды на полный охват предложений рынка, не говоря уже об огромных затратах труда и времени.

В этих условиях ВНИИПВТИ при одобрении Минсвязи разработал информационно-справочную систему (ИСС) «Технические характеристики СВТ» (www.morePC.ru), основу которой как раз и составил такой каталог-классификатор.

В основу разработки были положены следующие требования:

  • Полнота — система должна включать сведения по не менее, чем 90 % всех моделей основных мировых производителей и не менее, чем по 95 % всех моделей, присутствующих на российском рынке.
  • Оперативность пополнения — сведения по новым моделям должны становиться доступными не более, чем через 2 недели после их сертификации или появления на рынке в случае несертифицируемых изделий.
  • Доступность — система должна быть открытой как для корпоративных пользователей, так и для частных потребителей.
  • Простота поиска — должна быть достигнута за счет высокой степени структурированности информации, наличия глоссариев и справочной информации общетеоретического характера.
  • Возможность сравнения — должна обеспечиваться как на основе сравнения технических характеристик, заявленных производителем, так и на основе результатов тестовых испытаний независимых испытательных лабораторий.
  • Обратная связь — должна быть реализована в виде механизма, позволяющего пользователю системы в интерактивном режиме общаться с ней по принципу «вопрос-ответ».
  • Масштабируемость — система должна предусматривать возможность ее расширения за счет введения новых разделов по новым категориям СВТ, а также возможность включения ее, как составной части, в глобальную информационно-справочную систему по широкому спектру отраслей.

В октябре 2002 г. этот информационно-справочный ресурс был открыт для общего доступа. В настоящее время в каталоге представлены следующие категории СВТ: мониторы, принтеры, сканеры, источники бесперебойного питания, жесткие диски, системные платы, процессоры, видеокарты, звуковые карты. В ближайших планах — дополнение его категориями: ПК, серверы, ноутбуки, планшетные ПК, средства локальных сетей.

Кроме собственно каталога спецификаций СВТ, наиболее полного на сегодняшний день, система содержит библиотеку справочных материалов, наиболее интересных статей компьютерной прессы, новостей, которые для удобства пользователей также разбиты по категориям СВТ. В мае 2003 г. в рамках этого ресурса открыт новый большой раздел «Проблемы информатизации», который содержит законодательные и нормативные акты в области информатизации, материалы об опыте разработки и внедрения информационных технологий, новости крупных проектов и исследований. И здесь в основу была положена четкая структуризация материалов по областям внедрения ИТ так, чтобы разработчик или руководитель ИТ-проекта еще на самой ранней его стадии, дабы не повторять чужих ошибок, мог ознакомиться с опытом разработки и внедрения аналогичных проектов.

По мнению специалистов ВНИИПВТИ Минсвязи России такой информационно-справочный ресурс должен стать ядром системы госзакупок программно-технических средств. Другими звеньями системы должны быть: справочный ценовой сервер и непосредственно сама система электронного тендера и оформления сделок.

Впрочем, суть не в том, называть ли этот ресурс ядром или вспомогательным справочным инструментом. Его важность от этого не уменьшится, т. к. без удобного и полного справочного ресурса самая современная система электронной торговли превращается в бесполезную дорогостоящую игрушку.

Важно отметить, что все звенья этой структуры представляют собой совершенно автономные системы, что облегчает их разработку как во времени, так и в пространстве. Комплексирование может быть произведено на любой стадии всего проекта в целом. Так как morePC.ru представляет собой полноценный портал, то и возможности комплексирования с другими серверами у него универсальные.

Если альтернативы morePC.ru пока нет, то ценовые справочные ресурсы представлены на рынке достаточно широко. Исторически сложилось так, что они появились значительно раньше. Поэтому в каждом регионе есть и свои собственные, которые возможно точнее отражают специфику регионального рынка, чем столичные. Остается только выбрать лучший для каждого региона.

То же самое можно сказать и про системы электронных тендеров.

А. С. Дмитриев (as@morepc.ru)
Начальник лаборатории мониторинга технических характеристик СВТ ВНИИПВТИ

Статью "01.07.2003. Единые госзакупки программно-технических средств. Направления развития" Вы можете обсудить на форуме.




вверх
  Copyright by MorePC - обзоры, характеристики, рейтинги мониторов, принтеров, ноутбуков, сканеров и др. info@morepc.ru  
разработка, поддержка сайта -Global Arts