Информационно-справочный портал MorePC.ru

О техническом регулировании

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
№ 184-ФЗ от 27.12.2002 г.


Быстрый переход:


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера применения

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы в области:

2. Требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации, отношения, связанные с обеспечением целостности единой сети связи Российской Федерации, требования к продукции, связанные с обеспечением целостности, устойчивости и безопасности единой сети связи Российской Федерации, использование и управление радиочастотным спектром устанавливаются и регулируются законодательством Российской Федерации в области связи.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на государственные образовательные стандарты и правила (стандарты) по бухгалтерскому учету и аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг и их проспектов эмиссии.

Статья 2. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

Статья 3. Принципы технического регулирования

Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:

Статья 4. Законодательство о техническом регулировании

1. Законодательство о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

2. Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, в том числе прямо или косвенно предусматривающие осуществление контроля за соблюдением требований технических регламентов, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним техническим регламентам.

3. Указы Президента Российской Федерации в сфере технического регулирования принимаются в случаях и в порядке, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

4. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера.

5. Если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним техническими регламентами, то применяются правила международного договора.

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции и продукции, сведения о которой составляют государственную тайну

1. В отношении оборонной продукции (работ, услуг), то есть продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу; продукции (работ, услуг), поставляемой для использования в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к иной информации с ограниченным доступом, охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, являются обязательными показатели, характеристики и требования к продукции, процессам (методам) ее производства, эксплуатации и утилизации, установленные федеральными органами исполнительной власти, являющимися государственными заказчиками по государственному оборонному заказу в пределах своей компетенции, или государственным контрактом.

2. Порядок разработки, принятия и применения документов по стандартизации в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Положения стандартов в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, являются обязательными для заказчиков, разработчиков, производителей, поставщиков, исполнителей.

3. Оценка соответствия, а также государственный контроль (надзор) в отношении продукции (работ, услуг), указанной в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

4. Обязательные требования в отношении продукции (работ, услуг), указанные в пункте 1 настоящей статьи, разрабатываются с учетом содержания действующих технических регламентов.

РАЗДЕЛ II. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Статья 6. Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются только в целях обеспечения:

2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Статья 7. Виды технических регламентов

1. В Российской Федерации принимаются:

2. Общий технический регламент содержит требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации и принимается по вопросам:

Общий технический регламент может быть принят только федеральным законом.

3. Специальный технический регламент содержит требования, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов деятельности или продукции.

4. Специальный технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации. В случае принятия специального технического регламента федеральным законом, ранее принятый постановлением Правительства Российской Федерации технический регламент, устанавливающий обязательные требования к той же продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, утрачивает силу.

Специальные технические регламенты в области использования атомной энергии принимаются постановлениями Правительства Российской Федерации.

5. Обязательные требования в области технического регулирования отдельных видов продукции или деятельности определяются совокупностью требований, содержащихся в общих технических регламентах и специальном техническом регламенте, действующем для данного вида деятельности или продукции.

Статья 8. Содержание и применение технических регламентов

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

Технический регламент также может предусматривать особые требования к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, обеспечивающие защиту отдельных категорий физических лиц.

2. Технический регламент может предусматривать особые требования в отдельных местностях, если отсутствие таких особых требований в силу климатических и географических особенностей приведет к недостижению целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают также любые минимально необходимые требования и процедуры в отношении продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации в отдельных местностях и (или) ограничения на ввоз (использование) продукции, которая происходит из отдельных стран и (или) местностей, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую и фитосанитарную безопасность, в том числе предотвращение и (или) устранение опасности, связанной с распространением вредных для человека, животных и растений биологических веществ, вредителей, заболеваний, их переносчиков и болезнетворных организмов.

Указанные в абзаце втором настоящего пункта требования и процедуры, а также единые критерии необходимости их применения определяются техническим регламентом и применяются независимо от страны и (или) местности происхождения продукции. При этом такие критерии должны основываться на степени фактического научно обоснованного риска причинения вреда при использовании и (или) обороте такой продукции, ее эксплуатации и утилизации независимо от используемых при производстве, эксплуатации и утилизации способов обеспечения безопасности.

3. Технический регламент содержит требования к характеристикам продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, а не к конструкции и исполнению, за исключением случаев, при которых не обеспечивается достижение целей разработки технического регламента, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Он также устанавливает применимую к объекту технического регулирования форму оценки соответствия, особенности идентификации для целей обязательного подтверждения соответствия, отбора образцов, проведения испытаний, проведения контроля органа по сертификации за объектом сертификации (если это предусмотрено схемой подтверждения соответствия) и других процедур, необходимых для достижения целей технического регламента.

В соответствии с целями технических регламентов, указанными в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, технический регламент может включать самостоятельные разделы, содержащие требования к характеристикам продукции, а также разделы, содержащие требования к процессам производства, эксплуатации и утилизации.

Технический регламент содержит исчерпывающий перечень продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, на которые распространяются его требования к техническим характеристикам продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации с указанием форм и схем оценки соответствия и ее предельных сроков по каждому объекту технического регулирования.

Обязательные требования к техническим характеристикам продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, формам и схемам оценки соответствия, содержащиеся в технических регламентах, являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

Не включенные в технические регламенты требования к техническим характеристикам продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации не могут носить обязательного характера.

4. Международные и (или) национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, когда использование международных и (или) национальных стандартов не в полной мере обеспечивает достижение целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

5. Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в течение одного года с момента официального опубликования технического регламента с соблюдением положений статьи 9 настоящего Федерального закона в части уведомления и обсуждения и утверждаются Правительством Российской Федерации.

6. Целесообразность разработки технического регламента, а также выбор форм и схем оценки соответствия, определяются с учетом степени риска недостижения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Обоснование целесообразности принятия технического регламента должно содержаться в пояснительной записке к проекту технического регламента.

7. Требования технических регламентов не могут создавать препятствия для осуществления предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

8. Технические регламенты разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации независимо от страны и (или) местности их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями с исключениями, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи.

9. Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования совместно с федеральными органами исполнительной власти разрабатывает и вносит в установленном настоящим законом порядке предложения по обеспечению соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, а также общепризнанным международным нормам и правилам.

Статья 9. Порядок разработки технических регламентов

1. Разработчиком технического регламента может быть любое лицо.

2. Разработчик самостоятельно определяет необходимость принятия технического регламента либо федеральным законом, либо постановлением Правительства Российской Федерации.

3. Разработчик технического регламента за свой счет публикует уведомление о разработке технического регламента в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования.

Официальное печатное издание федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования обязано опубликовать уведомление о разработке проекта технического регламента, представленное разработчиком, в течение тридцати дней с момента его поступления. В случае поступления уведомления о разработке поправок к принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекту технического регламента в части изменения требований к техническим характеристикам продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, оно публикуется немедленно.

4. Уведомление о разработке технического регламента должно содержать информацию о том, на какую продукцию, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации будут распространяться разрабатываемые требования, с кратким изложением цели и обоснованием необходимости разработки технического регламента, структуры документа, а также указанием на те разрабатываемые требования, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или отличаются от обязательных требований технических регламентов, действующих на территории Российской Федерации.

5. Разработчик технического регламента должен обеспечить доступность проекта технического регламента с момента публикации уведомления по запросам заинтересованных сторон таким образом, чтобы заинтересованные стороны могли подготовить письменные замечания для их обсуждения. Срок обсуждения проекта технического регламента не может быть менее трех месяцев. При обсуждении поправок к принятому Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекту технического регламента в части изменения требований к техническим характеристикам продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации срок обсуждения по проекту технического регламента не может превышать шести месяцев с момента публикации уведомления.

6. Разработчик учитывает обоснованные с учетом целей разработки технического регламента письменные замечания заинтересованных сторон при доработке проекта технического регламента. При выявлении неустранимых разногласий разработчиком проводится обсуждение и составляется перечень разногласий, в котором он мотивированно излагает причины, по которым замечания заинтересованных сторон не могут быть учтены. Разработчик обязан опубликовать уведомление о завершении обсуждения проекта технического регламента и обеспечить доступность проекта и перечня разногласий для заинтересованных сторон.

7. Проекты технических регламентов после выполнения разработчиком требований, установленных пунктами 3–6 настоящей статьи, подлежат экспертизе.

8. Экспертизу проектов технических регламентов проводят экспертные комиссии по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научно-технических организаций и объединений предпринимателей и объединений потребителей. Порядок образования и деятельности экспертных комиссий утверждается Правительством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования утверждает персональный состав экспертных комиссий и осуществляет обеспечение их деятельности. Заседания экспертных комиссий носят публичный характер.

Для экспертизы в экспертную комиссию представляется проект технического регламента, пояснительная записка к проекту технического регламента и перечень разногласий. В пояснительной записке к проекту технического регламента должно содержаться обоснование причин отклонения от положений международных стандартов, если разработанные технические регламенты содержат отличающиеся от положений международных стандартов требования.

Заключения экспертных комиссий подлежат обязательной публикации в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования.

Статья 10. Порядок принятия, изменения и отмены технических регламентов

1. Разработчик направляет предложение субъекту законодательной инициативы о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Субъект права законодательной инициативы вправе обратиться в Правительство Российской Федерации для получения отзыва на проект технического регламента. Проект технического регламента вместе с заключением экспертной комиссии, пояснительной запиской, обосновывающей необходимость его принятия, и перечнем разногласий представляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектом законодательной инициативы в установленном порядке.

2. Разработчик проекта технического регламента, принимаемого постановлением Правительства Российской Федерации, направляет предложение о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Правительства Российской Федерации по своему усмотрению членам Правительства Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и иным органами государственной власти.

В случае принятия решения о внесении проекта технического регламента на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект технического регламента вместе с заключением экспертной комиссии, пояснительной запиской, обосновывающей необходимость его принятия, и перечнем разногласий представляется на рассмотрение Правительства Российской Федерации без обсуждения с заинтересованными органами и организациями.

Правительство Российской Федерации в срок не более одного месяца рассматривает внесенный проект технического регламента на заседании Правительства Российской Федерации.

3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает проект технического регламента в трех чтениях.

Проект технического регламента в первом чтении голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается. В случае отклонения проект технического регламента проходит процедуру доработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.

При рассмотрении проекта технического регламента во втором чтении поправки к проекту технического регламента в части изменения требований к техническим характеристикам продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации могут быть внесены при условии соблюдения процедуры их разработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.

В третьем чтении проект технического регламента голосуется в целом, внесение в него поправок не допускается.

4. При рассмотрении Правительством Российской Федерации проекта технического регламента внесение в него поправок не допускается. В случае отклонения проект технического регламента проходит процедуру доработки в соответствии с требованиями, установленными статьей 9 настоящего Федерального закона.

5. В случае, если обстоятельства или цели, обусловившие принятие технического регламента, изменились или перестали существовать, он подлежит изменению или отмене.

Соответствующий федеральный орган исполнительной власти при наступлении обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан начать процедуру изменения или отмены технического регламента.

Уведомление о разработке изменений и дополнений к техническому регламенту публикуется в порядке, установленном для разработки технического регламента. Внесение изменений и дополнений в технический регламент осуществляется в порядке, предусмотренном для вновь разрабатываемых технических регламентов.

6. Технический регламент не может быть введен в действие ранее, чем через шесть месяцев с момента его официального опубликования.

Сроки введения в действие технического регламента, принимаемого постановлением Правительства Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации при принятии указанного технического регламента.

7. Правительству Российской Федерации в течение трех месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона принять программу разработки технических регламентов. В дальнейшем такая программа должна уточняться ежегодно в соответствии с порядком разработки технического регламента.

Статья 11. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов

1. Если при непосредственной угрозе жизни, здоровью физических лиц, а также жизни и здоровью животных и растений, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, для обеспечения безопасности продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации или по соображениям национальной безопасности необходимо незамедлительное принятие технического регламента, Президент Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимает решение о разработке технического регламента без его публичного обсуждения. Указанное решение подлежит немедленному официальному опубликованию. В этом случае технический регламент вводится в действие указом Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о введении в действие соответствующего технического регламента должен содержать обоснование необходимости безотлагательной разработки и введения в действие технического регламента.

2. Одновременно с введением в действие указом Президента Российской Федерации технического регламента Правительством Российской Федерации в установленном порядке с соблюдением положений статьи 9 настоящего Федерального закона вносится соответствующий законопроект. После введения в действие технического регламента, разработанного в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, технический регламент, введенный в действие указом Президента Российской Федерации, утрачивает силу.

РАЗДЕЛ III. СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Статья 12. Цели стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

Статья 13. Принципы стандартизации

Стандартизация в Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами:

Статья 14. Документы по стандартизации

К документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации, относятся:

Статья 15. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации

1. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:

2. Функции национального органа Российской Федерации по стандартизации осуществляет федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.«

3. Под официальным изданием национального стандарта в целях настоящей статьи понимается издание на русском языке, выполненное полиграфическим способом или в виде электронного издания национальным органом по стандартизации.

4. Порядок образования и деятельности технических комитетов утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов носят публичный характер.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научно-технических организаций и объединений предпринимателей и потребителей.

Статья 16. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

1. Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним национальным органом по стандартизации правилами стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации. Национальные стандарты в области строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти по строительству в пределах его компетенции, определяемой Правительством Российской Федерации.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг независимо от страны и (или) местности их происхождения, характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями.

2. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, включая правила их разработки и применения, составляют национальную систему стандартизации.

3. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию по классификационным группировкам (классам, группам, видам и т. д.), являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов и при межведомственном обмене информацией. В иных случаях порядок применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки, принятия, введения в действие и ведения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической сфере, включая прогнозирование, статистику, банковское дело, налогообложение, межведомственный информационный обмен, создание информационных систем и ресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 17. Правила разработки и применения национальных стандартов

1. Национальный орган по стандартизации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает программу разработки национальных стандартов. Уведомление о наличии программы разработки национальных стандартов не реже одного раза в шесть месяцев подлежит опубликованию в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования с указанием срока реализации указанной программы. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов для любых заинтересованных лиц.

2. Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность для заинтересованных сторон проекта стандарта и (или) программы работ по разработке стандарта или должным образом содействовать этому. В том случае, если разработчик национального стандарта предоставляет указанную информацию на возмездной основе, плата за предоставление указанной информации должна быть неизменной независимо от организационно-правовой формы или экономического положения заинтересованных сторон, если данные различия не обусловлены расходами по пересылке и (или) иными расходами, связанными с доставкой или передачей текста проекта или программы.

В случае если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление информации о разработке вносится в федеральный бюджет.

3. Разработчик национального стандарта должен обеспечить заинтересованным сторонам возможность предоставить необходимые замечания по проекту стандарта до момента введения национального стандарта в действие. Для подготовки указанных замечаний должен быть предоставлен период не менее двух месяцев. До начала указанного периода разработчик национального стандарта должен уведомить заинтересованные стороны о начале такого периода и дате его окончания. Данное уведомление должно содержать указания на имеющиеся в проекте отличия от положений соответствующих международных стандартов, когда такие отличия имеются.

Разработчик национального стандарта учитывает письменные замечания заинтересованных сторон при доработке проекта национального стандарта. При выявлении неустранимых разногласий разработчиком проводится обсуждение и составляется перечень разногласий, в котором он мотивированно излагает причины, по которым замечания заинтересованных сторон не могут быть учтены.

4. Проект национального стандарта вместе с перечнем разногласий представляется разработчиком в соответствующий технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы проекта национального стандарта.

5. На основании представленных разработчиком документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит предложение об утверждении национального стандарта. Предложение технического комитета по стандартизации вносится в национальный орган по стандартизации вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, и результатами экспертизы.

Национальный орган по стандартизации принимает решение об утверждении национального стандарта на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в официальном печатном издании федерального органа исполнительной власти в области технического регулирования в течение тридцати дней с момента принятия соответствующего решения.

Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность утвержденных национальных стандартов для любых заинтересованных лиц.

Стандарты разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации независимо от страны и (или) местности их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями.

6. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в своем официальном печатном издании перечень национальных стандартов, обеспечивающих выполнение требований технических регламентов.

Статья 18. Стандарты общественных научно-технических организаций, стандарты объединений юридических лиц, стандарты коммерческих организаций

1. Стандарты общественных научно-технических организаций могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости их применения для целей, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, а также в целях совершенствования организации и управления производством, распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов общественных научно-технических организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона.

2. Стандарты общественных научно-технических организаций разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации независимо от страны и (или) местности их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями.

3. Стандарты объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости их применения для целей, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, а также в целях совершенствования организации и управления производством, распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов объединений юридических лиц устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона.

Проект стандарта объединения юридических лиц может представляться разработчиком в соответствующий технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы проекта стандарта. На основании результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит заключение по проекту стандарта.

4. Стандарты объединений юридических лиц разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации независимо от страны и (или) местности их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями.

5. Стандарты коммерческих организаций (предприятий, акционерных обществ) могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости их применения для целей, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, а также в целях совершенствования организации работ и управления качеством продукции (услуг).

РАЗДЕЛ IV. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Статья 19. Цели подтверждения соответствия

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

Статья 20. Объекты и формы подтверждения соответствия

1. Объектами подтверждения соответствия являются продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги, системы качества, системы управления охраной окружающей среды, в отношении которых техническими регламентами, стандартами и гражданско-правовыми договорами устанавливаются обязательные требования, добровольные правила, общие принципы или характеристики и (или) формы подтверждения соответствия этим требованиям, правилам, общим принципам или характеристикам.

2. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в формах:

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.

Статья 21. Принципы подтверждения соответствия

1. Подтверждение соответствия осуществляется на основе:

2. Процедуры подтверждения соответствия разрабатываются и применяются одинаковым образом и в равной мере в отношении данной или аналогичной продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации независимо от страны и (или) местности их происхождения (осуществления), характера или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, покупателями.

Статья 22. Добровольное подтверждение соответствия

1. Добровольное подтверждение соответствия проводится по инициативе заявителей на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется только в форме добровольной сертификации.

2. Добровольное подтверждение соответствия проводится органом по сертификации, входящим в систему добровольной сертификации.

3. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает перечень объектов, подлежащих сертификации в данной системе, перечень правил, общих принципов или характеристик, на соответствие которым проводится добровольная сертификация, правила проведения и порядок оплаты работ в данной системе сертификации, определяет участников данной системы добровольной сертификации. Система добровольной сертификации может предусматривать применение знака соответствия.

4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, образовавшие систему добровольной сертификации, вправе зарегистрировать созданную систему в федеральном органе исполнительной власти в области технического регулирования.

Для регистрации системы добровольной сертификации заявитель представляет:

Регистрация осуществляется в пятидневный срок с момента представления регистрирующему органу документов, необходимых для регистрации системы добровольной сертификации. Стоимость регистрации системы добровольной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

5. Отказ в регистрации систем добровольной сертификации допускается только в случае непредставления необходимых для регистрации документов либо совпадения наименования системы и (или) знака соответствия с наименованием и (или) знаком соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации направляется заявителю в трехдневный срок после принятия решения об отказе в регистрации с указанием оснований отказа. После устранения причин, послуживших основанием отказа в регистрации, регистрирующий орган обязан зарегистрировать систему добровольной сертификации в пятидневный срок с момента повторного обращения.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке.

6. Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации. Сведения о зарегистрированных системах добровольной сертификации должны быть доступны для заинтересованных лиц в полном объеме. Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений из реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.

Статья 23. Добровольная сертификация

1. Добровольная сертификация осуществляется на основании договора между заявителем и органом по сертификации. Порядок проведения работ по добровольной сертификации устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

Срок выполнения работ по добровольной сертификации, а также порядок и размер их оплаты, определяются правилами соответствующей системы и договором между заявителем и органом по сертификации.

2. Орган по сертификации вправе:

Статья 24. Знаки соответствия

1. Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия этой системы. Изображение знака соответствия и порядок маркировки объекта сертификации устанавливаются правилами соответствующей системы добровольной сертификации.

2. Маркировка знаком соответствия национальным стандартам осуществляется заявителем на добровольной основе, любым удобным для заявителя способом в порядке, предусмотренном национальным органом по стандартизации.

3. Маркировка знаком соответствия объектов, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не допускается.

Статья 25. Обязательное подтверждение соответствия

1. Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, поступающая в обращение на территории Российской Федерации, и исключительно в отношении требований технических регламентов.

2. Форма обязательного подтверждения соответствия в отношении конкретной продукции, процедуры и схемы подтверждения соответствия могут устанавливаться только в техническом регламенте с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

3. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается настоящим Федеральным законом.

4. Формы обязательного подтверждения соответствия имеют равную юридическую силу. Документы, подтверждающие прохождение процедур обязательного подтверждения соответствия, действуют на всей территории Российской Федерации.

5. Оплата работ по обязательному подтверждению соответствия осуществляется заявителем (лицом, принимающим декларацию).

Устанавливаемая органом по сертификации методика определения стоимости работ по обязательной сертификации должна предусматривать применение единых правил и принципов установления цен в отношении одинаковых или сходных видов продукции, независимо от страны и (или) местности ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями, и на основе единых принципов отражать уровень фактических затрат, необходимых для осуществления работ по обязательной сертификации.

Статья 26. Декларирование соответствия

1. Декларирование соответствия, если оно предусмотрено техническим регламентом, осуществляется:

Способ декларирования в отношении конкретной продукции устанавливается только соответствующим техническим регламентом. Участие третьей стороны в декларировании соответствия допускается лишь в случаях, когда отсутствие третьей стороны может привести к недостижению целей подтверждения соответствия.

2. При декларировании на основе собственных доказательств лицо, принимающее декларацию, самостоятельно формирует доказательственную базу с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательств могут использоваться техническая документация, результаты собственных исследований и испытаний и (или) другие документы, послужившие основанием для заявления о соответствии декларируемой продукции требованиям технических регламентов.

3. При декларировании соответствия на основе собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, лицо, принимающее декларацию, по своему выбору использует одну из следующих схем:

4. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

Срок действия декларации определяется самостоятельно лицом, принимающим декларацию, если техническим регламентом не предусмотрено установление определенного срока действия декларации.

Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.

5. Оформленная по установленным правилам декларация подлежит регистрации в уведомительном порядке федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования в трехдневный срок.

Для регистрации декларации о соответствии лицо, принимающее декларацию, представляет в регистрирующий орган оформленную в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи декларацию о соответствии.

Порядок ведения реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, доступа к информации о зарегистрированных декларациях о соответствии и порядок оплаты определяются Правительством Российской Федерации.

6. Декларация о соответствии имеет равную юридическую силу с сертификатом соответствия и действительна на всей территории Российской Федерации.

Декларация о соответствии хранится у лица, принявшего декларацию, до завершения трехлетнего срока с момента окончания срока ее действия. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится у регистрирующего органа.

Статья 27. Обязательная сертификация

1. Обязательная сертификация осуществляется по обращению заявителя органом по сертификации. Схемы сертификации, применяемые для сертификации конкретной продукции, определяются соответствующим техническим регламентом.

2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации, осуществлявшим обязательную сертификацию. Сертификат соответствия действует на всей территории Российской Федерации.

В сертификате соответствия указываются:

Сертификат действует в течение всего срока выпуска продукции, если иное не установлено техническим регламентом.

Сертификат соответствия также включает информацию о проведенных испытаниях, оценке системы качества, предусмотренных соответствующей схемой подтверждения соответствия, а также информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям соответствующего технического регламента. Форма сертификата соответствия утверждается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.

Орган по сертификации ведет реестр выданных сертификатов. Порядок ведения реестра и передачи сведений о выданных сертификатах в единый реестр, а также порядок ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и предоставления сведений из реестра, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования.

Статья 28. Организация обязательной сертификации

1. Обязательная сертификация осуществляется органами по сертификации, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Орган по сертификации:

3. Испытания (исследование, экспертиза) при проведении работ по обязательной сертификации осуществляются испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Испытательные лаборатории (центры) проводят испытания (исследование, экспертизу) продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договора с органами по сертификации. Орган по сертификации не вправе представлять испытательной лаборатории (центру) сведения о лице, обратившемся для проведения обязательной сертификации.

Результаты испытаний (исследований, экспертиз) оформляются соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. Испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечивать достоверность результатов испытаний.

Статья 29. Знак обращения на рынке

1. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение единого знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем или лицом, принявшим декларацию, самостоятельно, любым удобным для него способом в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Применение знака обращения на рынке на продукции, соответствие которой не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не допускается.

Статья 30. Права и обязанности заявителей в области обязательного подтверждения соответствия

1. Заявитель вправе:

2. Заявитель обязан:

Статья 31. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия

1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения товара или его использования в соответствии с его назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы вместе с таможенной декларацией представляется декларация о соответствии, сертификат соответствия или документы об их признании в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения товара под таможенный режим отказа в пользу государства.

Для целей таможенного оформления списки товаров, на которые распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, включая необходимые разъяснения, утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.

Федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу формирует и публикует сводный список товаров, для которых при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации требуется представление документов о соответствии, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

2. Подлежащие обязательному подтверждению соответствия и определяемые в соответствии с положениями абзацев второго и третьего пункта 1 настоящей статьи товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемые под таможенные режимы, не предусматривающие возможность их отчуждения или использования в соответствии с их назначением, выпускаются таможенными органами Российской Федерации без представления документов о соответствии, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи.

3. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия и определяемых в соответствии с положениями абзацев второго и третьего пункта 1 настоящей статьи, в том числе с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по таможенному делу.

Статья 32. Признание результатов подтверждения соответствия

Документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы испытаний продукции, полученные за пределами территории Российской Федерации, могут быть признаны в соответствии с правилами международных договоров Российской Федерации.

РАЗДЕЛ V. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ (ЦЕНТРОВ)

Статья 33. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

1. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

2. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия осуществляется в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 34. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (далее — органы государственного контроля (надзора)).

Федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования осуществляет координацию деятельности органов государственного контроля (надзора).

2. Государственный контроль (надзор) осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора).

Статья 35. Объекты государственного контроля (надзора)

1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении соблюдения требований технических регламентов.

2. В отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, государственный контроль (надзор) осуществляется исключительно на стадии обращения продукции. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение требований технических регламентов по объектам, в отношении которых проводились процедуры подтверждения соответствия.

3. При осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, установленные для соответствующих технических регламентов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Статья 36. Полномочия органов государственного контроля (надзора)

1. Полномочия органов государственного контроля (надзора) устанавливаются федеральными законами, техническими регламентами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. На основании положений настоящего Федерального закона и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

3. Государственный контроль (надзор) не должен создавать препятствий осуществлению изготовителями (исполнителями, продавцами) хозяйственной деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей государственного контроля (надзора).

4. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

5. В случае выявления нарушений требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе:

6. В случае выявления несоответствия продукции требованиям технических регламентов органы государственного контроля (надзора) направляют информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями раздела 7 настоящего Федерального закона.

Статья 37. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

РАЗДЕЛ VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПРОЦЕДУРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СЛУЧАЯХ НЕСООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

Статья 38. Ответственность за несоответствие продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации требованиям технических регламентов и сведениям, указанным в декларации о соответствии

1. В случае неисполнения предписания органа государственного контроля (надзора) об устранении выявленных при осуществлении процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации нарушений требованиям технических регламентов изготовитель (исполнитель) несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. В случае выявления несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, изготовитель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Продавец несет ответственность в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, если:

4. Если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации причинен вред жизни, здоровью граждан, а также жизни и здоровью животных и растений, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (продавец, исполнитель) обязан возместить причиненный вред и принять меры к недопущению причинения вреда другим лицам, имуществу, окружающей среде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу физического лица или юридического лица в результате несоответствия продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации требованиям технических регламентов подлежит возмещению по выбору потерпевшего изготовителем или продавцом, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

6. Обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) возместить вред не может быть ограничена договором или односторонним заявлением, сделанным до возникновения оснований для возмещения. Соглашения или заявления об ограничении ответственности, заключенные до возникновения права на возмещение, ничтожны.

Статья 39. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

1. Изготовитель или продавец, которому стало известно о том, что выпущенная в обращение продукция не отвечает требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом органу государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией не позднее 10-дневного срока с момента получения указанной информации.

Продавец, получивший указанную информацию, обязан в 10-дневный срок довести ее до изготовителя.

2. Заинтересованное лицо, не являющееся изготовителем или продавцом, которому стало известно о возможном несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов органу государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией.

3. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация должна содержать:

В случае если информация о возможном несоответствии продукции требованиям технических регламентов поступила от заинтересованного лица, не являющегося изготовителем (продавцом), получивший указанную информацию орган государственного контроля (надзора), а также федеральный антимонопольный орган обязаны в 5-дневный срок известить изготовителя (продавца) о поступившей информации.

Статья 40. Обязанности изготовителя (продавца)

1. В течение 10 дней с момента получения информации, указанной в статье 39 настоящего Федерального закона, если необходимость более длительного срока не вытекает из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец) обязан провести расследование в целях проверки достоверности полученной информации и предоставить материалы указанного расследования органу государственного контроля (надзора) и федеральному антимонопольному органу по их требованию.

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец) обязан принять необходимые меры к тому, чтобы до завершения расследования, предусмотренного абзацем первым настоящей статьи, возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился.

2. При подтверждении достоверности информации, указанной в статье 39 настоящего Федерального закона, изготовитель (продавец) обязан в 10-дневный срок с момента подтверждения достоверности такой информации, разработать и согласовать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а в части, касающейся защиты предусмотренных законодательством Российской Федерации прав потребителей — с федеральным антимонопольным органом.

Программа должна включать мероприятия по оповещению покупателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения. В случае если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления — возместить все расходы, понесенные покупателями.

3. Если действия, совершение которых необходимо для предотвращения причинения вреда, не могут быть произведены покупателем самостоятельно, изготовитель (продавец) обязан незамедлительно объявить об отзыве продукции для устранения обнаруженных недостатков. Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее покупателям, осуществляются изготовителем (продавцом) или за его счет.

4. Если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения соответствующих работ, изготовитель (продавец) обязан незамедлительно приостановить производство и выпуск в обращение данной продукции, отозвать продукцию и возместить покупателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

5. На весь период действия программы по предотвращению причинения вреда изготовитель (продавец) обязан за свой счет обеспечить покупателям возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.

Статья 41. Обязанности органов государственного контроля (надзора) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов

1. Орган государственного контроля (надзора), получивший информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, в возможно короткие сроки проводит проверку достоверности полученной информации.

В целях проведения проверки орган государственного контроля (надзора):

2. При признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в соответствии со своей компетенцией в 10-дневный срок выдает предписание о разработке изготовителем (исполнителем, продавцом) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль за ее выполнением.

Орган государственного контроля (надзора):

3. При нарушении изготовителем (продавцом) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, орган государственного контроля (надзора) в соответствии со своей компетенцией вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

Статья 42. Принудительный отзыв продукции

1. Орган государственного контроля (надзора) в соответствии со своей компетенцией и иные заинтересованные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

2. При удовлетворении иска об отзыве продукции суд определяет срок, в течение которого изготовитель обязан произвести мероприятия по отзыву продукции, перечень которых устанавливается судом в решении. Суд также может обязать ответчика в определенный судом срок довести через средства массовой информации или иным способом до сведения покупателей решение суда.

3. Суд может в качестве мер обеспечения исполнения судебного решения запретить ответчику совершать определенные действия в отношении отзываемой продукции, а также наложить арест на отзываемую продукцию.

4. При удовлетворении иска о принудительном отзыве продукции суд решает вопрос о взыскании с лица, виновного в отказе от добровольного принятия мер по предотвращению причинения вреда, штрафа в местный бюджет в размере стоимости всех отзываемых товаров. Методика определения стоимости всех отзываемых товаров разрабатывается Правительством Российской Федерации.

При удовлетворении иска о принудительном отзыве продукции суд решает вопрос о возмещении расходов, связанных с принятием истцом мер по предотвращению причинения вреда, в том числе расходов по проведению испытаний, информированию покупателей и других произведенных расходов.

Статья 43. Ответственность органа по сертификации

Орган по сертификации, нарушивший правила проведения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также осуществление процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации с нарушением требований технических регламентов, несет имущественную ответственность перед заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора на проведение работ по сертификации.

Статья 44. Ответственность испытательной лаборатории (центра)

Испытательная лаборатория (центр) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора за недостоверность (необъективность) результатов испытаний перед органом по сертификации, по договору с которым проводилось испытание.

РАЗДЕЛ VIII. ИНФОРМАЦИЯ О ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТАХ И ДОКУМЕНТАХ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 45. Информация о документах по стандартизации

1. Официальная информация о разрабатываемых и принятых национальных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации, а также сами эти национальные стандарты и общероссийские классификаторы должны быть доступны для заинтересованных лиц.

2. Официальное опубликование в установленном порядке национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации осуществляется национальным органом по стандартизации. Порядок опубликования национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 46. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов

1. Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств, а также информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов является государственным информационным ресурсом.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. В Российской Федерации в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения всех заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Размер платы за пользование единой информационной системой при удовлетворении информационных запросов должен быть одинаковым для всех заинтересованных лиц без учета расходов по доставке документов и устанавливается Правительством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Статья 47. Порядок финансирования из федерального бюджета расходов в области технического регулирования

1. За счет средств федерального бюджета могут финансироваться следующие виды расходов:

2. Порядок финансирования расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 48. Переходные положения

1. Со дня введения в действие настоящего Федерального закона впредь до введения в действие соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, установленные действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, определенным настоящим Федеральным законом для принятия технических регламентов.

2. После введения в действие настоящего Федерального закона требования, установленные в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, действуют до момента введения в действие соответствующего технического регламента.

3. Со дня введения в действие настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в  тношении объектов, установленных абзацем вторым пункта 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

4. Правительство Российской Федерации до введения в действие соответствующих технических регламентов определяет и ежегодно дополняет перечень отдельных видов продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, в отношении которых форма обязательной сертификации заменяется формой декларирования соответствия, проводимого в соответствии с процедурами, установленными настоящим Федеральным законом.

5. Технические регламенты, устанавливающие обязательные для применения и соблюдения требования к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, а также процедуры подтверждения соответствия, должны быть приняты в течение семи лет со дня введения в действие настоящего Федерального закона.

Правительство Российской Федерации создает межведомственную комиссию, осуществляющую координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке проектов специальных технических регламентов на основе действующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих требования к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации. Порядок деятельности указанной комиссии устанавливается Правительством Российской Федерации.

Обязательные требования к продукции, процессам (методам) производства, эксплуатации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный период не были приняты, прекращают действие по истечении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

6. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам) до введения в действие настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат, декларация), принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, указанного в них.

7. Все нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в соответствии с настоящей статьей и в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 49. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

2. Со дня введения в действие настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Президент Российской Федерации
В. Путин